Москва-Ницца: чиновники пытаются сохранить монополию Аэрофлота, туроператоры готовы поставить чартеры
Нереально завышенные цены на авиаперевозку – такова первая и единственная причина того, что на российском туристическом рынке отдых на Лазурном берегу Франции прочно ассоциируется с «элитным» направлением. Такое мнение единогласно высказали туроператоры, комментируя желание Федеральной антимонопольной службы (ФАС) опротестовать возможное назначение Минтрансом вторым «назначенным» перевозчиком по направлению Москва – Ницца авиакомпании «Россия», входящей в группу «Аэрофлота», который при этом сам является «назначенным» и пока единственным российским перевозчиком в Ниццу.
Напомним, что в понедельник в Минтрансе заявили о намерении назначить авиакомпанию «Россия» вторым перевозчиком в Ниццу, сделав ее конкурентом «Аэрофлота». В среду на это отреагировала ФАС, заподозрившая чиновников Минтранса в нарушении конкуренции и лоббировании интересов Аэрофлота. С мнением антимонопольщиков согласны и представители турбизнеса России, давно пытающиеся сделать Лазурный берег Франции массовым популярным направлением, но не раз испытывавших на себе противодействие Аэрофлота.
«Да, такое решение Минтранса представляется турбизнесу достаточно странным. Конечно, внутри самой системы достаточно непростые отношения между «Аэрофлотом» и его «дочками», поэтому насколько на направлении будет конкуренция и будет ли она – пока оценить сложно. Но в целом решили вопрос явно не в пользу потребителя», - оценил возможное назначение «России» вторым перевозчиком на Ниццу Михаил Мусинянц, гендиректор туркомпании «Эрцог». «Этот перевозчик в любом случае будет проводить согласованную с «Аэрофлотом» ценовую политику, что означает, что как таковой реальной конкуренции не будет – а ради этого всё и задумывалось. В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда», - добавил Максим Приставко, замдиректора туркомпании «Джет Тревел».
Напомним, что попытки поставить прямую чартерную цепочку в Марсель или Ниццу, чтобы сделать доступными по цене для массового туриста курорты юга Франции, отечественные туроператоры предпринимали неоднократно. Ведь существующая перевозка в Ниццу регулярными рейсами «Аэрофлота», по мнению экспертов, для массового туризма не годится: она очень дорога. Кроме того, авиаперевозчик часто не давал на этом маршруте групповых тарифов, а строить программу на основе покупки билетов, находящихся лишь в свободной продаже, никто из туроператоров не желал. Учитывая нежелание назначенного перевозчика допускать чартеры на маршруте Москва-Ницца, основные попытки поставить чартер были связаны с соседним Марселем. Однако все «марсельские» чартерные программы осуществлялись с переменным успехом. Фактически вся история марсельского чартера была борьбой за разрешение выполнять такие полеты. Так, сразу после старта программы в 2004 году, полученное ранее разрешение на чартерные полеты авиационными властями было отозвано. Тогда туроператоры успели сделать лишь два первых рейса из всей запланированной на лето цепочки. Впрочем, уже в 2005 году программа была выполнена в полном объеме и пользовалась достаточной популярностью у туристов. Однако в сезоне 2006 года её опять не было: тогда у туроператоров появилась надежда поставить прямой чартер в Ниццу, и марсельская программа была принесена ему в жертву. В итоге чартер не полетел ни в Ниццу, ни в Марсель: в Ниццу чартер не пустили из-за противодействия назначенного перевозчика, а когда стало окончательно ясно о таком запрете, ставить чартер на Марсель было уже поздно. В итоге Эрцог и Джет организовали рейс на Лазурный берег Франции через итальянскую Геную, что оказалось вполне успешным. Впрочем, прямые рейсы в Ниццу или Марсель по разумной цене смогли бы существенно поднять туда российский турпоток. «Сейчас основной турпоток российских потребителей направляется на Лазурные берег через Геную. Но такой трансфер недешевый, и главное – длинный, не каждый готов лететь на морское направление, чтоб ехать до отеля три часа», - пояснил Максим Приставко.
Цены же монополиста для российского туристического рынка настолько не осмысленны, что фактически составляют большую часть пакета. Для русских туристов на Ниццу летает только «Аэрофлот», на этом направлении нет даже «AirFrancе». «Аэрофлот постоянно увеличивает количество рейсов на Ниццу. Раньше был один рейс в день, теперь – 3, но всё равно цены очень высокие, совершенно не похожие на рыночные: 850 евро - таких цен нет ни на одном европейском направлении», - обрисовал ситуацию Максим Приставко. По мнению эксперта, «Аэрофлот» получает трехкратную прибыль, просто пользуясь положением монопольного перевозчика. Туроператорам же совершенно непонятно, почему туристы должны за это втрое переплачивать. По другой точке назначения – Марселю – ситуация ненамного проще. «Сейчас мы в основном летаем на Южную Францию в Марсель с «AirFrance». Цены высокие, особенно в летний сезон, и перевозчик их также не снижает», - добавил Михаил Мусинянц.
Между тем «наземная» практика туроператоров не подтверждает распространённого мнения об «элитарности» Лазурного берега. «Мнение о том, что Лазурный берег – это место исключительно для богатых людей с толстым кошельком совершенно не соответствует действительности. На самом деле – это совсем недорогое направление, с очень экономичным размещением», - пояснил Максим Приставко. «Промелькнуло такое мнение, что это плохо для направления, если в Ниццу будут продавать дешевые билеты вследствие конкуренции между авиаперевозчиками и она превратится в массовое направление. Я не согласен. Помимо дорогих отелей там есть и масса недорогих апартаментов – почему бы их не продавать нашим туристам в комплекте с дешевой перевозкой?», - задает риторический вопрос Михаил Мусинянц. «Это направление созрело для недорогой перевозки. Минимум одна-две чартерных цепочки сразу бы были поставлены, если бы не эти бессмысленные запреты», - добавил Максим Приставко.
По оценке туроператоров, честная конкуренция на направлении – хотя бы с одним перевозчиков, независимым от «Аэрофлота», способна снизить цену на авиабилеты до Ниццы минимум на 20-30%, причем ко взаимному удовольствию сторон. «Специфика направления такова, что туда можно летать по цене вдвое ниже, и всё равно это будет выгодно для авиакомпании», - пояснил Максим Приставко.
Автор: Ирина Архарова