Австрийские банкиры купили половину «Южного Креста»
Туроператор «Южный Крест», который больше года искал стратегического инвестора, объявил на прошедшей в пятницу пресс-конференции о продаже 50% акций австрийскому частному банку Meinl Bank. Таким образом, планы авиакомпании «Трансаэро» о покупке «Южного Креста», озвученные во время прошлогодней осенней выставки «Отдых», так и не реализовалось. В ближайшее время Meinl Bank предоставит «Южному Кресту» кредит в размере 1 млрд рублей. Кроме того, для повышения доходности бизнеса туроператор снизит объемы своей чартерной перевозки по нерентабельным направлениям, сосредоточившись на прибыльных программах, в том числе зимой выйдет на горнолыжную Австрию.
«В настоящее время российский турбизнес находится в полосе кризиса перепроизводства. Предложение превышает спрос, причем не сезонно и локально, а системно. Игроки рынка, находящиеся в разных финансово-экономических позициях, не могут договориться друг с другом. Логично было бы сокращать объемы перевозки, но этого не происходит, ведь тогда из-за падения оборотов не избежать проблем с банками-кредиторами», - обрисовал текущее положение дел на российском туристическом рынке Андрей Кузнецов, президент туркомпании «Южный Крест». Однако, оказавшись в подобной ситуации, «Южный Крест» осенью 2011 года принял решение о сокращении оборотов в пользу повышения доходности. «Мы значительно снизили объемы по Таиланду, Гоа, Хошимину, Иордании и Доминикане. Разумеется, банки были этим недовольны, однако до кризиса 2008 года мы старались не брать кредиты, более того, наша прибыль была значительной. А все заработанные деньги мы не потратили, а сформировали фонд развития, который сейчас идет на поддержание бизнеса», - пояснил собеседник. В настоящее время, по данным г-на Кузнецова, кредитное тело компании составляет $5 млн при обороте в $200 млн.
Итак, перед «Южным крестом» встал вопрос – что делать дальше: продолжать ужиматься в оборотах во имя увеличения прибыли или наращивать бизнес с помощью стратегического инвестора? Компания выбрала второй вариант, причем тогда же произошло судьбоносное знакомство «Южного креста» с Meinl-банком, в результате которого банк приобрел у туроператора 50% акций. «В 2011 году мы стали серьезно изучать российский туррынок и приняли решение участвовать в нем, - рассказал Петер Вайнцирл, председатель совета директоров MeinlBank. – На этом этапе мы познакомились с «Южным крестом». Нам очень понравились владельцы компании, их принципы ведения бизнеса. К слову, в 2009 году компания расплатилась за кредит и выполнила все обязательства по отношению к своим партнерам. Российский туристический рынок по-прежнему очень фрагментарный, однако, в настоящее время «Южный крест» является компанией, консолидирующей индустрию вокруг себя. И мы видим большой потенциал к росту этой компании на рынке». Г-н Вайнцирл уточнил, что на сегодняшний день Meinl Bank не является мажоритарным акционером «Южного креста», соответственно, он не будет вводить своих людей в совет директоров туроператора. «Участие банка в деятельности «Южного креста» - нечто среднее между долевым участием и кредитованием. «Южный крест» будет платить проценты за предоставление кредита, а представители банка также будут иметь влияние на принятие решений компании», - добавил г-н Кузнецов.
По словам г-на Кузнецова, туроператору очень важно было найти сильного партнера, ведь сейчас компания занимается разработкой принципиально новой программы для турагентств, сотрудничающих с «Южным крестом». «Наша идея заключается в предоставлении турагентствам системы кредитов-скидок. Согласно новой программе, турагентства, вовлеченные в эту конструкцию, будут чувствовать себя надежно с финансовой точки зрения, но будут обязаны бронировать туры в «Южном кресте», а также сотрудничать с Meinl банком», - сообщил г-н Кузнецов, не вдаваясь в подробности нового проекта.
Согласно оценкам экспертов, владельцы Южного Креста совершили довольно удачную сделку, особенно на фоне сокращения западных инвестиций в российский туристический рынок. «Чтобы определить точную сумму сделки, нужно знать, кто проводил аудит и предпродажную проверку. В целом сделки такого рода полезны: туроператор начинает корректно вести себя на рынке с точки зрения демпинга и всего остального», - рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Эдуард Кузнецов, экс-владелец российского туроператора «Megapolus Tours», в своё время продавший компанию швецарскому туристическому холдингу «Kuoni». По данным эксперта, классический механизм расчета стоимости подобных сделок – от 4 до 7 EBIT (Earning Before Interest and Tax), т.е. 4 до 7 ежегодных доходов до вычета процентов и налогов, определяющей показатель оперативной эффективности компании, в котором не учитывается ее финансовая структура.
Автор: Настя Махова