Джакарта: бедность – не порок, или быть или не быть туризму из трущоб
14.06.2012  13:29 22562

Джакарта: бедность – не порок, или быть или не быть туризму из трущоб

«Вот, решил увидеть настоящую Джакарту»,- говорит турист, балансируя, словно канатоходец, между лужами нечистот, а потом рискуя наступить на очередную крысу. В этом далеко не картинном месте их тьма тьмущая.

Двадцативосьмилетний банковский служащий из Сингапура Рохаизад Абу Бакар блуждает среди трущоб индонезийской столицы, то и дело восклицая «глазам не верю!». Вокруг какое-то беспорядочное нагромождение тюков, и все это в двух шагах от железной дороги. Тут же рядом маленькая девочка «инспектирует» пустую бутылку из-под сока в надежде выудить хотя бы глоток, на грязном матрасе чуть ли не позапрошлого века, повалившись, словно куль, храпит мужчина в том, что когда-то давно называлось шортами. И только кусок синего полиэтилена дает мало-мальскую защиту от тропических ливней.

А в это самое время «туризм во двор объедков», если так можно выразиться, набирает обороты в Джакарте. По словам организаторов маршрутов, он будит в людях совесть, которые, сами того желая или нет, помогают городской бедноте. Критиков, впрочем, не меньше, чем нищих. Так что обвинения в незаконной «эксплуатации образа» доносятся со всех сторон, дескать, бедность – не порок и уж тем более не способ привлечения туристов.

Несколько сот семей заполонили трущобы района Танах Абанг, что в нескольких минутах от сияющих роскошью торговых центров, где Гуччи и Луи Виттон состязаются в умении соблазнить вновь испеченных благополучателей всего того, что несет в себе индонезийское экономическое чудо. Абу Бакар отказывается от живописных пейзажей, которыми так богата остальная Индонезия, предпочитая им «тайные тропы Джакарты», на которых перед туристами открывается кошмарная жизнь индонезийской бедноты.

«Туристы живут в этих гетто, чтобы своими глазами увидеть настоящую столицу»,- рассказывает 59-летний индонезийский режиссер-документалист Ронни Полуан, учредивший в 2008 году благотворительный фонд. В последние годы мы наблюдаем расцвет «туризма из трущоб»: подобные направления возникают, как грибы после дождя, по всему миру. Это и бразильские фавелас, и квартал нищих Дхарави в Мумбае, ставший особенно популярным после успешного проката «Миллионера из трущоб». «В месяц мы организуем не меньше десяти туров для двух-четырех туристов, принимающих участие в каждом из них. Туристов все больше, теперь люди приезжают ради моего маршрута»,- рассказывает г-н Полуан. «Ко мне приезжают даже из Вашингтона. Это не только пешие туристы с рюкзаками на плечах, но и люди бизнеса, финансисты, банкиры»,- успевает добавить он, пока его голос не потонул в громогласно разносящемся по трущобам возгласе: «Kereta! Kereta!» (Поезд идет!). Это кричат матери, стремглав ринувшиеся к железнодорожному полотну, чтобы оттащить детей, играющих на рельсах под носом у приближающегося локомотива. Он проносится, оставляя за собой вихрь пыли и мусора, и они накрывают ударной волной жалкие лачуги, сложенные, как картонные коробочки. Недавно под колесами одного такого поездка погибла маленькая девочка: бежала за своей кошкой.

Половина Индонезии живет на два доллара в день, а то и меньше. Жители трущоб – не исключение. Чтобы побывать в этой части Джакарты турист платит 500 тыс. рупий, половину из которых забирает туристическая компания, остальные идут на оплату врачам,  целевое финансирование малых проектов или программ, инициируемых на уровне местного сообщества, таких, как строительство школ. Сам режиссер не дает наличными, предпочитая оплачивать напрямую консультации медиков. Но оппоненты не унимаются. В интервью агентству «Франс-пресс» одна из них, представляющая «Общество в защиту городской бедноты» Вардах Хафидз, высказалась резко против превращения трущоб в туристическую достопримечательность. «Не из чувства стыда. Просто нельзя выставлять людей напоказ, словно обезьян в зоопарке. «В какой бы форме местные жители не получали вознаграждение от таких туров (денежной или любой другой), они только напрочь теряют чувство собственного достоинства, становясь обычными попрошайками, не уважающими самих себя. В результате они уже не мыслят себя без подачек, мало того, они их просто ждут с открытым ртом. Кто же после этого будет думать о том, чтобы попытаться встать на собственные ноги и выбраться из нищеты, затягивающей их в свою спираль?»,- добавила она.

Сами местные жители, впрочем, говорят, что каждый день ждут к себе в гости иностранных туристов, чтобы показать им, как они живут. «Хорошо, что жители других стран хотят с нами познакомиться, мне это по душе»,- говорит пятидесятилетний глава семьи Джоко, успевая одновременно сдирать наклейки со стеклянных и пластиковых бутылок, высящихся перед ним грудой - готовится продать их на переработку. Возможно, он прав. Туристы пассивному созерцанию чужих несчастий предпочитают, по их словам, действовать при виде всей этой человеческой трагедии. «Я бы так и сидела сиднем, если бы не увидела все это»,- говорит Каролин Бурже, обучающая детей во французской школе в Джакарте. Сегодня она обсуждает проект открытия передвижной школы, которая даст детям трущоб шанс вырваться навстречу лучшей жизни. «Вот она, реальность, и мы, в самой гуще событий»,- объясняет она.

Автор: Лилия Вигдорчик

Подписаться на новости