Мал клоп…: швейцарские гостиницы держат в заложниках всю отельную индустрию
31.05.2012  11:12 7580

Мал клоп…: швейцарские гостиницы держат в заложниках всю отельную индустрию

Знаменитое швейцарское качество дало трещину. Дефицит наличных средств и неблагоприятный обменный курс – вот два обстоятельства, которые последние пару лет преследуют отельный сектор, ухудшая ситуацию с обслуживанием в отельном сегменте. Причем  последние несколько месяцев эта тенденция проявляет себя особенно остро. Жертвами, как правило, становятся маленькие гостиницы, не имеющие «точек роста». А отсутствие четкой маркетинговой стратегии только добавляет негатива. 

Несмотря на то, что туризм наступает, что называется, по всем фронтам, качество становится жертвой стагнации. Рост числа домов отдыха (летних домов) и сокращение числа гостиниц, наблюдаемые в Швейцарии на протяжении последних тридцати лет, как никакой иной фактор, спровоцировали застой и ретроградную динамику. В Швейцарии  костяк отельного сектора составляют малые гостиницы. Об этом говорит и руководитель филиала Horwath HTL Хайнц Верле. По мнению целого ряда аналитиков, эта проблема проявляется все чаще и заметнее, что объясняется отказом большинства отельеров страны следовать канонам рентабельности. А они устанавливают минимальное число номеров для отеля в количестве 100+1. В противном случае о доходности бизнеса рассуждать не приходится. Так вот в 1992 году среднее число номеров в швейцарском отеле было 42, в 2009 – 50.

Почему стоим?

Неадекватное распределение

Швейцарский отельный сегмент никогда не испытывал дефицита денежных вливаний. Инвесторы здесь не перевелись, но их интерес лежит в сфере развития крупных гостиничных брендов, гарантирующих хороший доход, и уж никоим образом не ориентирован на частные гостиницы, маленькие и не приносящие прибылей. Конечно, крупный проект обойдется, как минимум, в 100 млн. Швейцарских франков, но в итоге и пота меньше, и денег в разы больше. Когда инвестору есть, из чего выбирать, «мелкая рыбешка», понятное дело, остается за бортом. Так всегда было и будет. 

И устарела старина…

По мнению пресс-секретаря Ассоциации швейцарских отельеров Сюзан Даксельхоффер, качество малых гостиниц просто не может удовлетворять запросам клиентов в связи с тем, что сами они давно не менялись, чтобы соответствовать своему времени. Модернизация, бум которой пришелся на 2005-2008 годы, сегодня сошла на нет. Сегодня им только и остается, что наблюдать за тем, как огромные деньги уходят на развитие крупных отелей, вроде «Гранд отель Долдер» в Цюрихе или курортно-гостиничного комплекса «Бюргенсток» (500 коек). «Маленьким» не достается ничего.  В сегменте среднего размера отельеры предпринимают отчаянные попытки реинвестировать часть прибылей в модернизацию, но сами эти прибыли настолько оскудели за последние годы, что процесс этот стал постепенно угасать.

Казнить нельзя помиловать

Как справедливо отмечает Верле, недвижимость должна приносить хороший доход. В Швейцарии существует масса гостиниц, которые в техническом отношении давно превратились в «живой труп». Их владельцы всеми силами стараются избежать банкротства и, как следствие, закрытия бизнеса. Отсюда искусственное занижение цен и ухудшение качества. Для ценовой конъюнктуры это сущее бедствие, виновников которого уже прозвали «плохими койками».

По мнению специалистов, ни о каком улучшении качества нельзя говорить до тех пор, пока не пройдет сокращение гостиниц. И, если рыба тухнет с головы, то здесь нужно начинать с хвоста. Небольшой сегмент одно- и двухзвездочных гостиниц должен исчезнуть. В 2003 году в стране возникло Кредитное сообщество швейцарских отелей. Эта своеобразная касса взаимопомощи была призвана влить свежие силы в малый и средний отельный бизнес, которому были предоставлены займы под низкие проценты. Одновременно Swiss Hotel Credit Society инвестировало в исследование, которое должно было оценить жизнеспособность отелей. По сути, сообщество выносит вердикт в отношении судьбы каждого.

Столь же существенным фактором успеха считается и брендинг. Тем более, что новые рынки (Индия, Китай и другие страны с развивающейся экономикой) ориентируются на крупные отельные компании с устойчивым имиджем на международной арене. У малых отелей нет имени. Так что, если им нужны деньги, то для начала придется влиться в общую структуру.

Автор: Лилия Вигдорчик

Подписаться на новости