Ростуризм на это лето прогнозирует рост внутреннего турпотока на 8%, туроператоры – не более чем на 5%
Внутренний турпоток в России в 2012 году, скорее всего, вырастет на 8% по сравнению с прошлым годом, что соответствует среднему ежегодному приросту внутреннего рынка на протяжении последних лет, рассказал журналистам глава Ростуризма Александр Радьков. При этом всего в нашей стране ежегодно отдыхает более 33 млн россиян.
Впрочем, туроператоры, специализирующиеся на внутреннем туризме, оценивают этот прогноз как излишне оптимистичный. «Прогнозируемый рост отдыхающих в России на 8% возможен за счет статистических интерпретаций понятия «отдыхающий»: купивший путевку, остановившийся в частном секторе, гостивший у родственников, отдыхавший «дикарем», - оценил прогноз Ростуризма Валерий Лощиц, гендиректор туркопании «Астравел». Эксперт добавил, что переток предпочтения между внутренним туризмом и внешним за последнее время если и был, то лишь в пользу отдыха зарубежом. «В последние годы на рынке внутреннего туризма в целом рост наблюдался весьма незначительный – от 1.5 до 2%. И оснований для резкого всплеска нет», - прокомментировала Людмила Сысойкина, замдиректора туроператора «Солвекс-Трэвэл». По мнению эксперта, значительный рост – от 10 до 15% сейчас российский турпоток показывает лишь в страны СНГ, в первую очередь – в Белоруссию и Украину, а также в страны Прибалтики.
Впрочем, с другими прогнозами Ростуризма практики российского туристического рынка согласны. Например, то, что основной рост турпотока этим летом придётся на курорты Краснодарского края. «Люди предпочитают отдыхать летом, причём на море», - пояснил Сергей Ромашкин, гендиректор турфирмы «Дельфин». По словам эксперта, 70% внутреннего российского турпотока направляется на черноморские курорты. Единственное, что меняется – это предпочтение по конкретным курортам. Так в этом году уже наблюдается отток туристов от Адлера и Сочи, и наоборот, их количество увеличивается в Лазаревском, Анапе и Геленджике. Однако оценить этот рост в процентах, по словам Сергея Ромашкина, можно будет только в июне. И то эти цифры будут неточными. Посчитать точное количество отдыхающих - сложная задача, поскольку их количество никак не фиксируется документально.
Согласны российские туроператоры и с прогнозом чиновников по увеличению числа автомобильных туров. В основном этот тренд обуславливается ценами на перевозку «официальными» видами транспорта – воздушным и железнодорожным. Поэтому и количество туристов увеличивается на тех курортах, к которым проще добраться на машине. Причем эта устойчивая тенденция роста создает дополнительные проблемы: «Курортные города не готовы к такому резкому росту трафика», - оценивает ситуацию Сергей Ромашкин.
Ценовую политику черноморских курортов также лишь отчасти можно посчитать доводом в пользу увеличения турпотока. «Морские курорты поднимают цены незначительно, расходная часть у них растет быстрее, чем растут цены. Основная причина - инфляция, цены на продукты и топливо выросли в пределах 10-11%, однако курорты подняли свои расценки лишь на 5-8%», - сообщила Людмила Сысойкина, уточняя, что есть объекты, которые даже вообще не меняли цены. Однако на черноморских курортах у официального сектора турбизнеса есть существенный соперник – частный сектор, так называемые «гостевые дома» или мини-отели, которые оттягивают на себя немалую часть туристов. Выдержать эту конкуренцию крупным объектам непросто. По мнению эксперта не случайно последние крупные стройки на черноморских курортах обеспечиваются либо средствами крупных международных компаний, например - строительство отеля «Хилтон» в Геленджике; либо это «статусные» стройки с госфинансированием – в первую очередь, объекты сочинской Олимпиады. Кстати, они больше содействуют падению интереса туристов к Сочи, чем росту турпотока.
«Реально произойдёт перераспределение потока отдыхающих, и на тех курортах, где создаются новые объекты в соответствии с сегодняшними требованиями, рост отдыхающих непременно произойдёт», - подытоживает ситуацию с российским внутренним туризмом Валерий Лощиц.
Автор: Ирина Архарова