ФАС осудила Росавиацию за поддержку монополии на итальянском направлении, конкуренцию Аэрофлоту готовы составить 15 авиакомпаний
19.04.2012  16:35 7158

ФАС осудила Росавиацию за поддержку монополии на итальянском направлении, конкуренцию Аэрофлоту готовы составить 15 авиакомпаний

Лоббирование Росавиацией интересов Аэрофлота было официально осуждено Федеральной антимонопольной службой (ФАС). 16 апреля 2012 года комиссия ФАС признала, что «действия Росавиации препятствуют развитию конкуренции на рынке международных перевозок», а по итальянскому направлению даже нарушают ч.1 ст.15 закона «О защите конкуренции». Таким образом, попытки «Трансаэро» разрушить монополию «Аэрофлота» по Италии были поддержаны столь авторитетным ведомством как ФАС. Тем самым был создан первый прецедент проникновения конкуренции на наиболее доходные туристические авианаправления. Эксперты полагают, что не за горой то время, когда падут и другие «бастионы» Аэрофлота, прежде всего французские. Пока же на право выполнять новые регулярные рейсы на итальянских маршрутах в Росавиацию подали заявки сразу 15 авиакомпаний (!!!)

Отметим, что данное разбирательство в ФАС стало следствием громкого скандала, который разгорелся осенью прошлого года, когда выяснилось, что Росавиация, выдав в начале ноября разрешение авиакомпании «Трансаэро» на чартерные рейсы из Москвы на зимний сезон в три итальянские вотчины «Аэрофлота» - Рим, Милан и Венецию, затем неожиданно их отозвала. При этом никаких объяснений со стороны регулятора авиарынка не последовало, хотя «Трансаэро» уже подготовила эти программы к выполнению, а туроператоры начали по ним продавать туры. В связи с этим перевозчик выступил с жестким заявлением, в ответ на которое «Аэрофлот» обвинил «Трансаэро» в нарушении процедуры и незаконном получении допусков на Италию. После этого Трансаэро в открытую обвинил Аэрофлот в давлении на Росавиацию, а чиновников от авиации – в лоббировании интересов Аэрофлота.

Скандал получился столь нешуточным, что в феврале этого года Минтранс был даже вынужден согласовать поправки к межправительственное соглашение о воздушном сообщении с Италией, согласно которым с каждой стороны появится второй назначенный регулярный перевозчик в Рим и Милан, что удвоит туда число рейсов, увеличит объем чартерных программ, а также понизит цены на авиабилеты, по некоторым прогнозам в 1.5-2 раза (!!!) Впрочем, третья итальянская монополия Аэрофлота – Венеция, пока не попала в новое соглашение, а именно она наиболее важна для туристического рынка, считают туроператоры. Тем не менее, новое соглашение даже в текущей форме очень важно для турбизнеса, тем более, что подобный прецедент может повлечь за собой пересмотр и других монополий Аэрофлота, прежде всего по столь значимому для туристического рынка направлению как Франция.

Впрочем, эксперты туррынка более осторожны в своих прогнозах, тем более что наиболее важное для турфирм итальянское направление – Венеция, пока осталась за скобками нового соглашения. «Рим и Милан не являются «меккой» сосредоточения основных групповых туристических потоков, эту роль в Италии уже давно выполняют другие города прилета – это Римини, Верона, Неаполь и другие. И если Рим всё же используется туроператорами для формирования различный турпакетов, то по Милану мы не ждем каких-то кардинальных изменений после либерализации перевозки, так как этому аэропорту давно существуют альтернатива - соседний аэропорт в городе Бергамо», - ранее рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Илья Иткин, гендиректор туркомпании «PAC group». С этим мнением согласны и в туркомпании «Данко». «Милан больше ориентирован на короткие поездки от 1 до 3 дней для деловых людей на различные мероприятия, выставки и т.д. Да и Рим в целом является более «деловым», чем туристическим направлением», - добавила Оксана Люлинцева, гендиректор «Danko Travel».

При этом эксперты не склонны оценивать грядущее падение цен на авиабилеты из-за повышения конкуренции более чем на 30%. «На данный момент пока сложно сказать, насколько могут снизиться тарифы, все будет зависеть от того, какую авиакомпанию объявят вторым назначенным перевозчиком. Но в любом случае, каких-то революционных изменений по увеличению турпотока на итальянском направлении ожидать не стоит, хотя сам по себе факт возникновения конкуренция весьма положителен и его можно только приветствовать», - пояснил Илья Иткин. «Разрушение монополи на итальянском направлении непременно отразится на стоимости авиабилетов. На мой взгляд, с приходом на Рим и Милан других авиаперевозчиков стоимость билетов может снизиться от 15 до 30%», - считает Александр Морозов, бывший исполнительный директор авиаброкерской компании «Авиачартер».

Добавим, что Италия считается девятой по популярности у российских туристов страной, поэтому неудивительно, что перевозчики столь активно борются за её «небо». И действительно, в четверг, 19 апреля, Росавиация, подведя итог по количеству поданных заявок на выполнение регулярных и чартерных рейсов в Италию, обнародовала невероятные цифры. «На регулярные рейсы в Рим и Милан заявки прислали пятнадцать авиаперевозчиков, те же самые авиакомпании подали заявки и на чартерные полеты в Италию», - заявил «Интерфаксу» источник в Росавиации. По его данным, всего на регулярные направления по Италии было подано 113 заявок на выполнение полетов по 40 пар-городов. На чартерные направления было подано 83 заявки на полеты в 49 пар-городов. Среди подавших заявки такие авиакомпании, как «Аэрофлот», «Трансаэро», «S7 Airlines», «ЮТэйр», «Россия», «Оренбургские авиалинии», «Якутия», «Таймыр», «Донавиа», «ВИМ-авиа», «Северный Ветер», «Уральские авиалинии» и др. «Количество поданных заявок превзошло наши ожидания», - добавил собеседник. При этом он напомнил, что комиссия по допуску перевозчиков к выполнению международных регулярных и чартерных рейсов состоится 25 апреля 2012 года.

Авторы: Петр Борисов Ирина Архарова Ирина Архарова

Подписаться на новости