Можно ли застраховать туристов от банкротства туроператоров: мифы и реальность от АТОРа
Сейчас на туристическом рынке многих интересует вопрос о жизнеспособности оставшихся компаний: кто обанкротится следующим после Ланты-тур вояж, и можно ли при этом защитить туристов? «Наш ответ – можно, надо лишь доработать существующие механизмы», - заявил во вторник на пресс-конференции Владимир Канторович, первый вице-президент Ассоциации Туроператоров России (АТОР).
«Несмотря на принятые за последние годы поправки к законам, которые должны были бы защитить потребителей, мы видим, что не во всех случаях туристы смогли получить страховые выплаты в полном объеме. А ряд крупных банкротств в полной мере раскрыли слабые стороны фингарантий и недостатки законодательной базы», - сообщил Владимир Канторович. По мнению эксперта, основные проблемные, с которыми столкнулся рынок, следующие:
1. Финансовая гарантия в 100 млн для крупных туроператоров не достаточна для полноценных выплат пострадавшим туристам. В лучшем случае туристы получают половину или даже меньшую долю от стоимости своего тура. «При этом простое механическое увеличение суммы финансового обеспечения не имеет смысла, т.к. невозможно предвидеть истинный масштаб возможного банкротства, а для покрытия убытков от наиболее крупных игроков в случае их финансового краха не хватит и миллиарда. Выход здесь единственный - финансовые гарантии туркомпании должны быть привязаны к её обороту», - уверен эксперт.
2. Финансовая несостоятельность страховых компаний, наиболее масштабно проявившаяся в истории «Капитал-Тура» и «Инногаранта». «Мы должны со страховщиками разработать механизм, когда на этот рынок страхования будут допускаться только те страховые компании, которые гарантированно могут покрыть все убытки туристов в результате банкротства туроператоров. Однако пока законодатели таких поправок не рассматривают, да и ФАС к подобным ограничениям относится настороженно», - отметил спикер.
3. Нет механизма быстрого реагирования при незаселении туристов в отель. «История с туристами Ланты показала, что проблемы взаимоотношений туроператоров и хотельеров зачастую переносятся на туристов, из которых недобросовестные отели вымогают деньги. «Здесь мог бы помочь институт СРО и их компенсационные фонды, с помощью которых подобные проблемы можно было бы решать оперативно. А уже после пополнять эти фонды за счет страховых компаний и финансовой гарантии проблемного туроператора», - добавил Владимир Канторович.
Автор: П. Шариков