На восток от Эдема: туризм Таджикистана в двух шагах от райской жизни
Замурованная среди песков и гор, Центральная Азия хотя и не может похвастаться завидным географическим положением, но нигде оно не выглядит столь плачевно, как в Таджикистане. Именно география не позволяет стране получить причитающуюся ей по праву долю туристического и внешнеторгового рынков и делает ее беднейшим государством региона. Но даже если бы Таджикистану удалось (гипотетически, разумеется) раздвинуть свои границы или приблизить воды мирового океана, туристический рынок вряд ли бы клюнул на новоиспеченное направление, озадаченный действующей в стране разрешительной системой и визовым режимом. В этом месте логичным будет задаться вопросом следующего свойства: почему Таджикистану приходится существовать в самых суровых условиях и терпеть безропотно удары судьбы?
Расположенный в гористой местности, вдали от морей и океанов, Таджикистан занимает часть Центральной Азии, гранича на юге с Афганистаном, на западе с Узбекистаном, на севере с Киргизией и с Китаем на востоке. На юге полоска земли, которая формирует узкий переход, Ваханский коридор, соединяющий Афганистан и Китай, идет по территории Таджикистана. И лишь она отделяет страну на юге от пакистанских регионов Гилгит-Балтистан и Хибер-Пахтунхва. Если между Казахстаном и Китаем уже давно действует скоростная автомагистраль, то таджикскую ветку еще только предстоит нарастить. И пока Афганистан пребывает в состоянии крайней нестабильности, проще говоря, воюет в режиме нон-стоп (и так на протяжении всех этих лет, начиная с 1979 года), сообщение с Таджикистаном вряд ли будет открыто.
Обретя независимость, страна тяжело пережила разрушительную гражданскую войну, которая продолжалась с 1992 по 1997 годы. Когда пушки смолкли, страна вошла в эру политической стабильности, которая в сочетании с иностранной помощью обеспечила ей рост экономики. Стабильность этому тренду, в значительной степени, обеспечила торговля такими сырьевыми ресурсами, как хлопок, алюминий и урановая руда. Это не мешает международным организациям-кредиторам проявлять повышенный интерес к идее соединить Таджикистан и Афганистан, чтобы подхлестнуть торговлю и путешествия, и именно эта политика тормозит таджикский туризм и бизнес. Памир – вот, без сомнения, главная точка дифференциации Таджикистана как туристического направления. Но продать этот продукт, да и вообще активизировать туризм, никак не удается: мешает действующий визовой и въездной режим. Тем, кто путешествует вдоль афгано-таджикской границы, надлежит иметь особое разрешение. Для посещения горного Бадахшана требуется еще одно специальное разрешение, которое придется получить у губернатора этого региона. Пересечение границы с Узбекистаном и Киргизией далеко не всегда вызывает одобрение властей, которые закрывают ее, когда вздумается, не утруждая себя объяснениями. Пожелавшим «проникнуть» на Памир иностранным туроператорам можем только посоветовать засучить рукава и запастись ангельским терпением. Борцов за идею и впрямь раз, два и обчелся. И то сказать: зачем идти против ветра, когда вместо Таджикистана можно перенаправить туристов к соседям в Киргизию, Казахстан и Узбекистан.
И вот при всем этом плачевном состоянии дел таджикский туризм выживает. Так что, если иностранные инвесторы помогут ему, причем поддержка будет носить целевой, адресный характер, так, чтобы он развивался самостоятельно, не смешиваясь с уже известной инициативой развития той же отрасли в северном Афганистане, никто и ничто не помешает Таджикистану превратиться в эпицентр туристической деятельности Центральной Азии. Полезно в этой связи прислушаться к мнению аналитиков рынка, которые, при всех минус таджикской экономики, о которых они говорят по всеуслышание, отмечают у страны не меньше достоинств в пользу развития прочной туристической платформы.
Чего только нет у Таджикистана: доброжелательный народ, красивые долины и масса природных шедевров, среди которых кроются идеальные, насколько можно вообразить, возможности для развития экотуризма. Увы, но и в 2009-м, и в 2010-м и в только что завершившемся 2011 году бизнес и въездной турпоток оставались «на нуле», если сравнивать эти показатели с достижениями соседей. Парадокс, но всему виной малые возможности Таджикистана. Итог не трудно подвести: доходы от индустрии туризма и путешествий приходилось рассматривать в лупу с большим увеличением. Национальная гражданская авиация тоже оставляет желать много лучшего, уступая в предприимчивости коллегам из Узбекистана и Казахстана. Международные перевозчики здесь тоже продолжают оставаться заморской диковинкой. Правда, сюда теперь летают «Turkish Airlines AS» и «Air Baltic», но где, позвольте вас спросить, авиакомпании, которые соединили бы Таджикистан с Южной Азией? Их нет.
У Таджикистана по-прежнему имеются очень мощные предпосылки для того, чтобы превратиться в привлекательное направление как для туристов-отпускников, так и для делового сообщества. Если говорить об охотниках за приключениями, то их конек, загадочные вершины «крыши мира», имеет все шансы стать одним из самых ярких туристических хитов Таджикистана. Поток командировочных, наращивающий объемы в связи с инвестициями в развитие водных ресурсов Таджикистана, является лучшей точкой опоры для развития бизнес-направления национального туризма. Целый ряд международных организаций, среди которых фонд «Ага Хан» и фонд Генерального консульства Германии GIZ оказывают ощутимую помощь в деле развития торговли и туризма Таджикистана. Но все дело в том, что их деятельность сосредоточена в таких регионах и их окрестностях, как Ваханский узел, Ваханский пояс, а также Горно-Бадакшанская Автономная область (ГБАО). Проникнуть сюда непросто: необходимо пройти сложные процедуры оформления виз и получения разрешений. Куда как больше плодов могли бы принести их усилия на этих территориях, не будь пересечение границ и получение разрешений таким обремененным, в бюрократическом плане, а еще лучше не будь этих правил «с бородой» вообще. Судя по исследованиям экспертов, в продвижении туристической индустрии Таджикистана неправительственный сегмент заметно превалирует над госструктурами. При всей позитивной направленности тренда, так долго продолжаться не может: частный бизнес иссякнет, не получив поддержки со стороны государства, которое единственное имеет прерогативу на принятие решений. А от них-то и зависит «быть или не быть» любой отрасли в любом государстве. Туризм и Таджикистан не исключение.
В прошлом году организация «Milal Inter» организовала прелюбопытный симпозиум, призванный привлечь инвестиции в Горно-Бадакшанскую Автономную область (ГБАО), которая имеет общую границу сразу с тремя странами. Это Исламская Республика Афганистан, Киргизия и Китайская Народная Республика. Проанализировав предварительно потребности и интересы бизнеса, ассоциация предпринимателей и фермеров горных регионов «Milal Inter» совместно с Государственным комитетом по инвестициями и государственному имуществу, при поддержке Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GbmH провела инвестиционный форум «Pamir Invest 2011». Значительный вклад в развитие туризма вносит и Ассоциация экологического и культурного туризма Памира (РЕСТА), продвигающая отрасль на Памир через членов объединения. Основанная в 2008 году группой частных туристических компаний, РЕСТА поставила своей целью развитие сотрудничества с целью продвижения туристической отрасли в Припамирье.
РЕСТА строится на принципах добровольного участия. Фактически, это символический посол Памира, представляющий это туристическое направление на внутреннем, региональном и международном рынках. Внутри Ассоциации существует структурное деление на группы, в которые члены организации объединяются по категориям. Таким образом, исходя из вида деятельности и оказываемых услуг, здесь представлены туроператоры, компании, непосредственно специализирующиеся на продвижении туристических услуг, малые гостиницы и отели, рестораны, магазины и арендодатели частного сектора. Сегодня РЕСТА играет роль «дежурного» по данному направлению. Не случайно она выступает в качестве так называемой Destination Management Organization (DMO). В рамках управления туристическим рынком на данном направлении она продвигает услуги членов Ассоциации, осуществляет подготовку специалистов и содействует созданию бизнеса, представляет направление в целом, а также оказывает другие виды профессиональной поддержки.
Туристам предлагаются такие развлечения и услуги, как пешие походы, конные походы, а также путешествия на верблюдах, знакомство с культурно-историческими достопримечательностями, альпинизм и скалолазание, сафари на джипах, наблюдение за мигрирующими птицами, а также представителями дикой флоры и фауны, паломничество, туры по индивидуальному заказу, оформление виз и разрешений, денежные переводы, транспортный сервис, размещение, предоставление экскурсоводов, а также прокат туристического снаряжения. Обратим также внимание на деятельность Ассоциации приключенческого горного (Памир) и экологического (Мурхаб) туризма (МЕТА), учредителями которой выступили местные жители. Они же осуществляют руководство этим объединением, пропагандирующим туризм к Памиру и по всему Таджикистану. Ассоциация эко-туризма Мурхаба ведет свое начало от 2003 года. Ее участники, отобранные среди наиболее незащищенных в материальном плане семей, прошли базовую подготовку, освоили кодекс этических правил, получивший одобрение всех акционеров объединения. Благодаря сотрудничеству с другими организациями, занимающимися развитием местных территорий, ассоциация фактически превратилась в предпринимателя, ориентированного на получение и накопление доходов. В частности, ассоциация женщин-ремесленниц производит товары народного промысла, которые сегодня экспортируются в самые разные страны Центральной Азии и Европы.
Резюмируя ситуацию вокруг таджикского туризма, следует признать, что она указывает на необходимость целого ряда жестких решений, которые должны быть приняты на государственном уровне и без которых невозможно говорить об улучшении положения дел в отрасли. Здесь имеются в виду открытие новых воздушных сообщений с международными аэропортами, прежде всего, для государственной авиакомпании, с одновременным предоставлением льгот и прочих стимулов зарубежным авиаперевозчикам, дабы у тех появился интерес к полетам в Таджикистан. Само собой разумеется, необходимо радикально пересмотреть режим доступа в страну, развивать инфраструктуру пограничных пунктов и, конечно, обратиться к массивной СМИ-интервенции, без которой невозможно пропагандировать национальный туризм. С другой стороны, прекратить полагаться только и исключительно на частный бизнес, взваливая на его плечи продвижение страны на туристическом рынке.
Авторы: Всеволод Кораблев /ТУРПРОМ/ По материалам зарубежной прессы