Крупнейший финский туроператор закрывает свои офисы в Петербурге, переводя бизнес в России в интернет
23.02.2012  18:09 15616

Крупнейший финский туроператор закрывает свои офисы в Петербурге, переводя бизнес в России в интернет

Крупнейший финский туроператор Aurinko (Ауринко) закрывает все свои офисы продаж в Петербурге. Такое решение было принято спустя 5 лет после покупки финнами питерского туроператора «Калипсо» и масштабного выхода на российский туристический рынок. Сейчас руководство Aurinko надеется, что новая схема работы в России – прямые продажи турпакетов туристам через сайт компании, сможет принести больше прибыли, чем офисы, физически находящиеся в Санкт-Петербурге.

Напомним, что в 2007 году компания «Ауринкоматкат» (Aurinkomatkat), крупнейший туроператор Финляндии, являющийся дочерей структурой авиакомпании «Finnair», приобрёл питерскую турфирму «Калипсо - мир путешествий», специализирующуюся на продаже индивидуальных туров класса люкс и круизов. Полная интеграция брендов «Калипсо» и «Ауринко» произошла в сентябре 2011 года. Любопытно, что изначально главную ставку в Питере финны делали на продажу туров российским туристам с вылетами из Финляндии на чартерах «Finnair», которые организует материнская «Ауринкоматкат». Как тогда поясняли корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» представители Aurinkomatkat , такие турпакеты дешевле аналогичных туров с прямыми вылетами из Питера, а их ассортимент несравненно шире. Отметим, что уже тогда эксперты подвергали сомнению такой бизнес-подход. Впрочем, финны не планировали замыкаться исключительно на турах через Хельсинки. Постепенно компания стала оперировать и российской перевозкой, формируя туры с прямым вылетом из Петербурга.

Тем не менее, уже в этом году присутствие финнов в Питере станет исключительно виртуальным – офисы продаж будут закрыты из-за недостаточной рентабельности такого бизнеса. Так, из трех офисов Ауринко точка продаж на Маяковской будет закрыта в конце марта, офис в «Невском центре» закроется в конце мая, а операторский офис будет закрыт в начале лета. «Производство турпродукта и работу с российскими авиакомпаниями с июня текущего года мы осуществлять не будем. Мы будем реализовывать только готовые турпакеты с вылетом из Хельсинки на крыльях «Finnair». Фокус на продаже вылетов из Финляндии сделан из-за более высокой конкурентоспособности этого продукта, так как понятно, что вылеты из Хельсинки на борту нашей авиакомпании экономически более оправданы. Естественно речь идет не о направлениях, которые пересекаются с вылетами из Санкт-Петербурга, а о тех направлениях, которые расширяют спектр предложений, либо являются эксклюзивными для потенциального клиента из Питера», - сообщил нам Евгений Максимов, исполнительный директор туркомпании «Ауринко» в Санкт-Петербурге.

По мнению собеседника, закрытие офисов прямых продаж и переход работы компании в интернет связаны с тремя причинами. «Во-первых, это высокая конкуренция на рынке Санкт-Петербурга и постоянные ценовые войны с реализацией туров по себестоимости и ниже. Во-вторых, это такие внешние факторы, как финансовый кризис и политическая нестабильность в арабских странах или природные катаклизмы в мире в последние годы - вулканы, наводнения и т.д. Все это, так или иначе, негативно сказывалось как на себестоимости туров, так и общих рисках туристических компаний. В-третьих, это проблема рентабельности в связи с перевозкой, поскольку цель главного собственника компании группы «Oy Aurinkomatkat-Suntours Ltd Ab» и «Finnair» была подготовка собственной полетной базы из СПб в будущем после вступления России в ВТО. Производство туристического продукта в Санкт-Петербурге осуществлялось в условиях, когда себестоимость перевозки с местными авиакомпаниями зачастую была выше в сравнении с нашей собственной перевозкой в Финляндии. Это приводило к показателям рентабельности заметно ниже, чем в той же Финляндии», - пояснил собеседник.

Отметим, что участники питерского туристического рынка с самого начала были настроены скептически к той бизнес-модели, по которой изначально предполагала работать Ауринко. Но и нынешний вариант работы исключительно через интернет не принесет компании существенного объёма турпотока, уверены эксперты. «Изначально с приходом на питерский рынок амбиции по полетным программам у финнов были большие. Однако суровая реальность российского туристического бизнеса оказалась сильнее их желаний и амбиций. В прошлом году из Питера они летали, имея лишь маленькие блоки мест по Тунису, Турции и Испании, а зимой совместно с нами летали в Эйлат. Помимо этого, за годы работы в Питере они принимали участие в программе на Гоа и на остров Пхукет. Но, несмотря на все попытки, Ауринко так и не смогла взять существенной доли рынка российского Северо-запада», - рассказала Тамара Халецкая, гендиректор питерского туроператора «Солвекс-Турне». По оценке эксперта, в лучшем случае объем финского туроператора не превысил 2% питерского рынка.

Сложность работы в России для иностранных туроператоров подтвердил и Эдуард Кузнецов, экс-президент туркомпании «Megapolus-Tour», купленной в свое время швейцарским холдингом «Kuoni». «Действительно, иностранным компаниям довольно сложно работать и получать прибыль в условиях российской действительности. Большинство иностранных компаний не могут выдержать ту норму себестоимости, которая сейчас есть в российском туризме. Серьезный демпинг со стороны других участников рынка усугубляется невозможностью работы с нормой прибыли при такой себестоимости. Они просто не могут себе позволить продавать туры в полцены, либо в ноль, как это делают российские компании. Ключевая проблемы у этой компании - её себестоимость. Но уходя в интернет, они полностью отказываются от офисов и до минимума минимизируют свои расходы», - пояснил собеседник.

Авторы: П. Шариков Петр Борисов

Подписаться на новости