Итальянская монополия Аэрофлота пала, на очереди другие направления
22.02.2012  15:01 7994

Итальянская монополия Аэрофлота пала, на очереди другие направления

Российские власти сделали первый шаг в сторону либерализации международных авиаперевозок. На этой неделе Минтранс согласовал поправки к межправительственное соглашение о воздушном сообщении с Италией, согласно которым с каждой стороны появится второй назначенный регулярный перевозчик в Рим и Милан, что удвоит туда число рейсов, увеличит объем чартерных программ, а также понизит цены на авиабилеты, по некоторым прогнозам в 1.5-2 раза (!!!) Впрочем, третья итальянская монополия Аэрофлота – Венеция, пока не попала в новое соглашение, а именно она наиболее важна для туристического рынка, считают туроператоры. Тем не менее, новое соглашение даже в текущей форме очень важно для турбизнеса, тем более, что подобный прецедент может повлечь за собой пересмотр и других монополий Аэрофлота, прежде всего по столь значимому для туристического рынка направлению как Франция.

О разрушении монополии Аэрофлота по Риму и Милану в номере от 22 февраля пишет газета «Ведомости» со ссылкой на представителя Минтранса. По его словам, еще не решено, какие перевозчики будут уполномочены совершать полеты между двумя странами. В настоящее время назначенными перевозчиками для России и Италии являются российский «Аэрофлот» и итальянская «Alitalia». «Коммерсантъ», основываясь на своих источниках, называет новых потенциальных «назначенцев» на итальянском направлении - это «Трансаэро», «ЮТэйр» и «Сибирь», а с итальянской стороны - местная «Air Dolomiti», являющаяся итальянской дочерней авиакомпанией немецкой «Lufthansa», а также дискаунтер «WindJet» и авиакомпания «Blue Panorama». Впрочем, две последние сейчас ведут переговоры о сливании с Alitalia.

Любопытно, что по данным «Ведомостей», Аэрофлот до последнего пытался удержать свою монополию. В частности, гендиректор авиаперевозчика Виталий Савельев на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова аргументировал это тем, что «Аэрофлот» несет повышенную социальную ответственность. По его словам, поэтому авиакомпания имеет право на «особое» отношение со стороны государства, и просит сохранить ему не менее 11 эксклюзивных маршрутов в Европу. В свою очередь, по мнению руководителя ФАС Игоря Артемьева и министра транспорта РФ Игоря Левитина, рост конкуренции на рынке перевозок будет способствовать снижению цены на авиабилеты. Источники на рынке рассказали газете, что цены могут упасть в 1.5-2 раза. Такие оценки были сделаны на основе сравнения «конкурентных» и «монопольных» направлений. Например, сейчас средняя цена на перелет Москва-Франкфурт составляет 5-7 тыс. руб., в то время как на направлении Москва-Париж, где присутствуют только «Аэрофлот» и «Air France» - 14 тыс. руб.

Впрочем, эксперты туррынка более осторожны в своих прогнозах, тем более что наиболее важное для турфирм итальянское направление – Венеция, пока осталась за скобками нового соглашения. «Рим и Милан не являются «меккой» сосредоточения основных групповых туристических потоков, эту роль в Италии уже давно выполняют другие города прилета – это Римини, Верона, Неаполь и другие. И если Рим всё же используется туроператорами для формирования различный турпакетов, то по Милану мы не ждем каких-то кардинальных изменений после либерализации перевозки, так как этому аэропорту давно существуют альтернатива - соседний аэропорт в городе Бергамо», - рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Илья Иткин, гендиректор туркомпании «PAC group». С этим мнением согласны и в туркомпании «Данко». «Милан больше ориентирован на короткие поездки от 1 до 3 дней для деловых людей на различные мероприятия, выставки и т.д. Да и Рим в целом является более «деловым», чем туристическим направлением», - добавила Оксана Люлинцева, гендиректор «Данко».

При этом эксперты не склонны оценивать грядущее падение цен на авиабилеты из-за повышения конкуренции более чем на 30%. «На данный момент пока сложно сказать, насколько могут снизиться тарифы, все будет зависеть от того, какую авиакомпанию объявят вторым назначенным перевозчиком. Но в любом случае, каких-то революционных изменений по увеличению турпотока на итальянском направлении ожидать не стоит, хотя сам по себе факт возникновения конкуренция весьма положителен и его можно только приветствовать», - пояснил Илья Иткин. «Разрушение монополи на итальянском направлении непременно отразится на стоимости авиабилетов. На мой взгляд, с приходом на Рим и Милан других авиаперевозчиков стоимость билетов может снизиться от 15 до 30%», - считает Александр Морозов, исполнительный директор авиаброкерской компании «Авиачартер».

Добавим, что Италия считается девятой по популярности у российских туристов страной, поэтому неудивительно, что перевозчики столь активно борются за её «небо». Так, последний громкий скандал вокруг этой проблемы разгорелся 28 ноября, когда выяснилось, что Росавиация, выдав в начале ноября разрешение авиакомпании «Трансаэро» на чартерные рейсы из Москвы на зимний сезон в три итальянские вотчины «Аэрофлота» - Рим, Милан и Венецию, затем неожиданно их отозвала. При этом никаких объяснений со стороны регулятора авиарынка не последовало, хотя «Трансаэро» уже подготовила эти программы к выполнению, а туроператоры начали по ним продавать туры. В связи с этим перевозчик выступил с жестким заявлением, в ответ на которое «Аэрофлот» обвинил «Трансаэро» в нарушении процедуры и незаконном получении допусков на Италию. После этого Трансаэро в открытую обвинил Аэрофлот в давлении на Росавиацию, а чиновников от авиации – в лоббировании интересов Аэрофлота.

Автор: П. Шариков

Подписаться на новости