Торг неуместен: Китай выходит из европейской ETS
Неприемлемой посчитал для себя Китай Европейскую схему торговли квотами на выбросы (European Union's Emissions Trading Scheme, ETS). Поднебесная не просто «наложила вето» на вхождение своих авиакомпаний в пакт Евросоюза, направленный на сокращение вредных углеродных выбросов в атмосферу, но и предупредила их о недопустимости уплаты повышенных тарифов, как и на принятие дополнительных квот в рамках схемы. Реакция властей последовала всего спустя неделю после того, как национальная Ассоциация воздушного транспорта выступила с заявлением от имени своих членов, сообщивших о том, что они не поддерживают ETS.
Вступившее в силу 1 января нынешнего года, соглашение предусматривает дополнительные сборы с авиакомпаний, совершающих полеты в воздушном пространстве Европейского Союза, в зависимости от сектора полета и уровня загрязнения (тоннажа на километр).
Справедливости ради следует отметить, что Китай оказался не единственной страной, подвергшей суровой критике решение Евросоюза. Не менее негативные отзывы последовали от целого ряда государств, в том числе от США и Канады. Что же до Китая, то он уже озвучил стоимость новой идеи, которая выльется в дополнительные 95 млн. евро (124 млн.долларов, 79 млн. фунтов стерлингов) в год с китайских авиакомпаний.
По мнению аналитиков, оценивающих ситуацию в контексте мировой финансовой конъюнктуры и неопределенности на туристическом направлении, авиакомпании с большим недоверием отнесутся к своему вхождению в соглашение, которое болезненно скажется на их доходах и прибылях. Как отметил в интервью ВВС Крис де Лавинь из «Frost & Sullivan», «отрасль уже сегодня сталкивается с тяжелыми испытаниями». «Гражданская авиация уже испытывает на себе мощный прессинг, связанный с резким удорожанием топлива за последнюю пару лет, кому же захочется взвалить на себя дополнительное финансовое бремя».
По оценкам аналитиков самого Евросоюза, в рамках предложенной схемы стоимость авиаперевозок возрастет на 2-12 евро с пассажира.
Решение китайских властей, скорее всего, осложнит ситуацию, поставив ЕС перед необходимостью выбора тех или иных мер. «Все это очень неоднозначно воспринимается. Поживем, увидим, что придумают в Евросоюзе». Таков комментарий Сивы Говиндасаи из Flightglobal в интервью ВВС. «Могут вообще запретить китайцам летать в страны ЕС, но действие, как известно, равно противодействию, а это ни той, ни другой стороне не на руку»,- добавляет он. Учитывая неравнозначный статус участников соглашения, аналитики считают, что идеальным вариантом будет передача проблемы на рассмотрение международной комиссии. «Предположим, решением могла бы заняться Всемирная торговая организация, учитывая, что страны-оппоненты говорят о нарушении принципов честной торговли»,- предлагает уже известный нам г-н Лавинь из «Frost & Sullivan». С обеих сторон доносятся то реплики о том, как это правильно и справедливо, то какие все хитрецы, и во что все это в итоге выльется, сказать сегодня никто не может».
Автор: Всеволод Кораблев