История одной иллюзии: Пакистан тщетно пытается стать туристическим направлением
Каждый идет своим путем, и оказавшийся на передовой борьбы с терроризмом Пакистан, в понимании многих, вряд ли может рассчитывать на престижную позицию в рейтинге мировых туристических направлений. Но это вовсе не означает, что правительство опустило руки, потеряв всякую надежду увидеть у себя иностранных туристов. И правильно делает. Ведь Пакистан располагает внушительным числом потенциальных туристических проектов, начиная от таких приоритетов, как Мугал и буддийская архитектура, и заканчивая одними из самых высоких в мире гор.
Вот только в последние годы борьба за туриста превратилась для Пакистана во второй фронт и гонку с препятствиями. Не так-то это просто, оказывается, убедить иностранцев в том, что они могут и должны увидеть местные красоты: не поддаются на уговоры, не едут. Еще бы: взять хотя бы мятежный Талибан (запрещенная в России организация и главный виновник и источник всех местных бед), который «успешно» отбивает у будущих туристов всякую охоту приезжать сюда на отдых и экскурсии. «Туристов кот наплакал»,- написал недавно в своей колонке комментатор «Daily Times» Мер Тарар.
Конечно, руководство туристической отраслью продолжает «сражаться с ветряными мельницами», но усилия их подчас движимы иллюзией и вызывают одно сплошное сочувствие. В прошлом году Торгово-промышленная палата Карачи провела мероприятие «Мой Карачи: оазис гармонии», в надежде, как вы понимаете, на потенциального туриста, который должен был клюнуть на приманку в тот самый момент, когда город переживал чуть ли ни самый кошмарный акт насилия за всю свою историю.
Зимний сезон прошлого года был ознаменован заявлением владельцев единственного в Пакистане горнолыжного курорта, объявивших об открытии трасс. Событию предшествовали годы забвения после того, как Талибан разрушил единственную гостиницу и фуникулер. Ну, и в чем дело? Открыли и открыли. Так-то оно так, но гостиница и канатная дорога по-прежнему лежат в руинах, а лыжникам приходится всякий раз тащить на себе лыжи фактически ради одного единственного спуска.
Год две тысячи седьмой правительство решило провести под лозунгом «В этом году в Пакистане». Увы, но по иронии судьбы на тот же самый год пришлось рождение пакистанской группировки Талибана, которая взяла на себя ответственности практически за все взрывы, случившиеся в стране, начиная с того момента. Проведенная в прошлом году процедура разделения властей и их децентрализации закончилась освобождением от должности Министра по туризму Пакистана. В итоге работа по пропаганде и развитию туризма была «спущена» в регионы (провинции). Твердое решение идти вперед приняла провинция Хибер-Пахтунхава (прежнее название: Северо-западная приграничная провинция), на территории которой находится целый ряд живописнейших ландшафтов. Здесь разработали и начали внедрять тактику агрессивного продвижения туризма. В конце прошлого года руководство территорией обнародовало план возрождения железнодорожного сообщения на паровозе между столицей провинции Пешаваром и Хиберским переходом на границе с Афганистаном. В нынешнем месяце провинция приняла участие в Международной туристической ярмарке в Мадриде, которая ознаменовала дебют Пакистана на этом событии, которому предшествовало десятилетие полного забвения. Кроме того, на этой неделе Торгово-промышленная палата Пешавара анонсировала концепцию возрождения местного туристического сегмента. Нам остается только смиренно ждать ответа на вопрос, к чему приведут эти благие намерения.
Местные активисты туристической отрасли не устают оплакивать жалкий жребий страны, а аутсайдеры любой акт насилия возводят в катастрофу национального масштаба. Как бы то ни было, но до сих пор ничего неизвестно о двух туристах из Швейцарии, похищенных еще в июле.
На просторах буддийского храмового комплекса Тахт-и-Бай, что в Хибер-Пахтунхава, вековечный экскурсовод Ифтихар Али делится скудными воспоминаниями: по его подсчетам, в прошлом году число иностранных туристов, посетивших эту сокровищницу Всемирного наследия ЮНЕСКО, достигло 13 человек. А ведь еще в 2004 году в Тахт-и-Баи их наблюдали изо дня в день. Пока туристам не будет обеспечен надлежащий уровень безопасности, их сюда калачом не заманишь. В этом Али убежден на все сто. «До событий 11 сентября иностранные туристы приезжали сюда регулярно»,- рассказывает он. «Исправим положение дел, туристы не преминут вернуться».
Авторы: Всеволод Кораблев Лилия Вигдорчик