Costa Concordia ударила по Carnival Corporation и по круизной отрасли в целом
Впечатляющее, но, увы, скорбное зрелище последних дней, разыгравшееся у берегов Италии, постоянные сравнения с «Титаником» и нелицеприятные комментарии в адрес тех, кто прямо или опосредованно поставил на кон человеческую жизнь, грозят обернуться крахом не только для судовладельцев, но и иметь гораздо более широкий негативный резонанс. Сумеет ли круизная отрасль выстоять, опустившись, в прямом смысле, на дно после того, как в ночь на минувшую пятницу вблизи живописного острова Джильо (западное побережье Италии) затонула «Коста Конкордия» («Costa Concordia»), на борту которой в тот момент находилось больше четырех тысяч человек. Лайнер натолкнулся на скалы по вине капитана. Как минимум, одиннадцать человек погибли.
Роскошный корабль водоизмещением 114.500 тонн находился в управлении «Costa Crociere», объединяющей в своем составе «Carnival Corporation» и «Plc» и представляющей в таком составе крупнейшую круизную компанию в мире. Разбившийся лайнер считался украшением и одним из главных активов корпорации на весьма прибыльном европейском рынке. «Черный ПиАр, антиреклама «Косты» в самом кошмарном смысле этого слова»,- так называет все случившееся Джейм Кац, ксперт в области акционерного капитала в компании «Morningstar» (Чикаго, США), специализирующейся на финансовой аналитике. «Рано или поздно все это закончится, но закончится ли одновременно эта эпопея для самой «Carnival», или все только начинается»,- задается она, похоже, риторическим вопросом. Рок не мог бы обрушиться на нее в менее подходящее время, когда кризис мировых финансов и без того заставил понервничать потенциальных клиентов, оказавшихся в состоянии полной неопределенности как в смысле рабочих мест, так и в смысле доходов. «Впечатление такое, что бьют лежачего, судя по тому, как отчаянно пытаются выжить европейские финансовые рынки, пока Ближний Восток захлестнула волна политического насилия»,- говорит Кац, обращая внимание на то, что трагедия случилась на пике зимнего круизного сезона. «Компания продолжает получать внушительную долю заявок, приходящихся на это время года. Представьте себе, что должна чувствовать компания, которую подробного рода имидж «опускает» на самое дно в разгар контактов и сделок?»,- спрашивает она.
В 2000 году «Карнивал» приобрела все активы «Costa Crociere». Когда зарегистрированная в Майами компания купила половину бизнеса, она еще не могла называть себя полноправным хозяином. В тот момент «Carnival», 40 процентов которой поступали из Европы, пообещала сделать "Costa Crociere» своей стартовой площадкой, с которой она будет осуществлять экспансию на рынки этой части света. В декабре «Carnival», известная также тем, что на ее долю приходится половину круизного бизнеса планеты, снизила цены на турне 2012 года - шаг, предпринятый ею в связи с падением спроса на пострадавшем от кризиса на европейском направлении.
Не торопится оценивать в денежном выражении все убытки «Carnival» эксперт «William Blair & Co» (инвестиционный аналитик мировых рынков и корпораций) Шэрон Закфия, уверенная, впрочем, уже сегодня в том, что неизбежны компенсационные выплаты туристам, расходы, связанные с судебными тяжбами и выполнением решений, а также ремонтом лайнера.
Плюс, естественно, проблема, связанная с общим негативным отношением к отрасли в целом, которое будет демонстрировать потребитель, лишенный всякой уверенности в собственной безопасности на борту, что на фоне неуверенности потребителя в перспективах замедлившейся американской экономики и долговой ямы, в которой оказался Европейский Союз, отпугнет потенциальных туристов от идеи заморских круизов.
«Стоит чему-нибудь подобному случиться, всегда стоит опасаться того, что в итоге клиентела под воздействием конкретного события перенесет негативное отношение на всю отрасль в целом, поставив под вопрос безопасность на всех круизных лайнерах»,- говорит Закфия, добавляя, впрочем, что круизная отрасль в принципе имеет хороший послужной список, в плане надежности. В заявлении, с которым корпорация выступила в субботу, отмечается, что она глубоко опечалена трагедией и работает над выявлением причин катастрофы.
Напомним, что «Коста Конкордия» вышла в рейс из порта Чивитавеккья под Римом и должна была зайти в целый ряд итальянских портов, а также посетить Марсель, Барселону и Пальму-де-Майорка. В воскресенье, со ссылкой на неназванного страхователя, итальянская газета «Il Sole 24 Ore» оценила стоимость лайнера примерно в 450 млн. евро, сообщив своим читателям, что корабль был застрахован, что предусматривает дополнительное покрытие в размере до 3 млрд. долларов в виде компенсационных выплат пассажирам и членам экипажа.
Крупнейшая в Италии страховая компания «Assicurazioni Generali» также прокомментировала ситуацию, подтвердив в воскресенье, что она входит в число страхователей. В «Ассикурацьони», правда, поспешили сообщить, что они перестраховались, передав часть ответственности другому страховщику, так что на них лично катастрофа скажется минимальным образом.
Впрочем, возникает и еще одно обязательственное бремя, которое ляжет как на судовладельца, так и на связанные с ним страховые компании. Речь идет об экологических последствиях кораблекрушения. Местные власти уже выразили обеспокоенность по поводу того, что корабельное топливо, практически не израсходованное, учитывая, что все произошло в самом начале пути, оказалось в девственных водах острова, являющегося морским природным заповедником. Добавим, что на утро воскресенья в окрестностях не наблюдалось следов загрязнения. Судя по информации, поступающей из Италии, спасатели временно приостановили свою работу до тех пор, пока не будет известна судьба каждого туриста.
Быстрорастущая отрасль
Последние 40 лет мировой рынок круизной индустрии демонстрирует поступательный рост. В документе, оценивающем состояние итальянского сегмента (Italian Cruise Watch report of tourism), за которым стоит «мозговой центр» туристической отрасли «Risposte Turismo», в частности, говорится о том, что число круизных туристов выросло с 500 тысяч человек в начале семидесятых годов прошлого столетия до 5 миллионов в 1990 году. К 2010 году эта цифра составила 19 млн. человек. Согласно другому исследованию (его провела Международная ассоциация круизных операторов, считающаяся крупнейшим в мире объединением круизных компаний), готовность в ближайшие три года отправиться в круизные путешествия уже высказали 50 тысяч жителей Северной Америки.
Начиная с семидесятых годов, круизная отрасль постоянно занимается сменой и улучшением имиджа, что, по ее замыслу, должно добавить ей новых клиентов. Это значит, что лайнеры расширяют свои площади, повышают комфортность, добавляют новые развлечения, создавая эффект масштаба и уходя от роста цен. Итогом этой кампании стало появление гигантских лайнеров с плавательными бассейнами, ресторанами, кинозалами, дискотеками. Более того, лайнеры превратились в «города в океане». «Коста Конкордия» имеющая в длину 290 метров была одним из них, уж не говоря о том, что она считается самым большим кораблем во флотилии «Costa Crociere».
Не станет ли трагедия у итальянского побережья началом заката эры супер-лайнеров, которые начнут постепенно отходить в сторону, уступая место круизным кораблям малых размеров, имеющих, среди прочих преимуществ, одно, имеющее отношение к взаимодействию с пассажирами, которое осуществляется гораздо быстрее в условиях малых габаритов? Такие страхи нависли сегодня над отраслью.
«Экстатический восторг, который должен был вызывать у туристов такой многоквартирный небоскреб, плывущий по воде, сменился серьезной озабоченностью»,- сказал Министр по охране окружающей среды Италии Коррадо Клини. Он уже пообещал «незамедлительное и самое решительное вмешательство в ситуацию и введение запрета для крупногабаритных лайнеров на появление в зонах, сопряженных с высокой вероятностью рисков по причине их размеров».
Сегодня, когда карибское направление по-прежнему считается самым привлекательным, Средиземноморье уверенно набирает обороты круизной навигации. По предварительным данным, в 2011 году в итальянских портах взошли на борт, высадились или сделали пересадку около 11 млн. пассажиров против 9.6 миллионов в 2010 году. Такие данные приводит «Risposte Turismo», утверждающая, что доходы круизного сегмента за отчетный период оцениваются в 4.5 млрд. евро. Впрочем, ряд специалистов, оценивающих состояние дел в туристической отрасли, воспринимают подобную статистику с определенной долей скепсиса, выражая обеспокоенность в том, что экономический кризис делает свое дело, замедляя темпы роста туризма. «Совершенно очевидно, что крупный круизный бизнес, будь то «Royal Caribbean», «MSC Cruises» или «Costa», как и все, что между ними, «рос» весьма вяло, а то и вовсе упал к октябрю 2011 года»,- говорит Лука Патане, занимающий пост председателя правления группы «Uvet», объединяющей в своем составе свыше 900 туристических агентств. «Причин может быть несколько: в частности, рынок устал, преодолевая кризис мировых финансов»,- сообщил он в интервью представителям итальянских газет.
Авторы: Всеволод Кораблев /ТУРПРОМ/ По материалам зарубежной прессы