На обломках самовластья: перспективы ливийского туризма
Скромно одетые дамы в хеджабах. Сей девичник в чисто ливийском стиле удалось наблюдать у забора, охраняющего вход в резиденцию Баб аль-Азиза (Триполи) теперь уже бывшего лидера нации Муаммара Каддафи. Невеста с ног до головы в розовом дарит лучезарные улыбки подругам, делающим фотографии на память. Позирует на фоне заколоченных ставень, за которыми остатки того, что когда-то было домом полковника.
Обладающий даже мизерной толикой любопытства ливиец и денно, и нощно устремляется к обломкам самовластья, превратившихся сегодня в настоящий туристический хит. Оценивающим взглядом они изучают каменную кладку, фотографируют всякого рода граффити. Некоторые тащат лопаты. Эти «золотые диггеры» и впрямь рассчитывают отхватить на память презренного металла. Мы уже собрались было уезжать, но обратили внимание на очередную группу представительниц прекрасного пола: все, как одна, в хеджабах небесно-голубого цвета, они как раз выходили из автобусов. «Мы прибыли из Мисраты (города, где после убийства в октябре напоказ толпе было выставлено тело полковника)», - с большой гордостью в голосе сообщила одна из них, подняв в известном знаке вверх большие пальцы рук и не переставая одновременно щелкать фотоаппаратом.
Что бы там ни думали пришлые, а новоиспеченные власти Ливии надеются, что именно на этих руинах уходящей эпохи поднимется иностранный туризм. Причем ставка делается не только на праздных зевак или туристов из числа любителей военной тематики, не устающих таращиться на нефтяной след, который оставила натовская армия, предварительно разбомбившая канувший в небытие режим.
Всего в паре часов езды на восток от Триполи находятся артефакты древнеримской эпохи Лептис Магна и Сабрата. Уже сегодня эти изумительные места с их интригующей историей привлекают туристов из числа местных жителей. Таковых пока мало, но находящееся сегодня у власти переходное правительство дает повод к рассуждениям на тему того, как можно привлечь иностранных гостей в страну. Представьте, что вы на в критском Кноссе, возле египетских пирамид или в итальянских Помпеях. А теперь уберите с «картинки» людей. Это Ливия.
Среди тех 220 тысяч туристов, которые ежегодно приезжали сюда, большинство составляли представители бизнес-сообщества. Отпускников, как таковых, набиралось от силы 50 тысяч человек. «Наше время пришло!»,- объявляет Джалал Баайу из арабской компании туризма и развития, на счету которой основная масса подрядов в области туризма, подписанных с нынешним правительством.
При хороших инвестициях и должном уровне безопасности Ливия имеет все шансы стать «приоритетным направлением, способным отобрать пальму первенства у Египта». На все это Баайу отводит 10 лет. Его прогноз внушает оптимизм, учитывая, что пока что вооруженных повстанцев в стране никто «не отменял», а практически каждый второй встречный на улице – в том или ином виде оруженосец. Правда, Ливия находится только в самом начале «славных дел». Так что чем спокойнее и увереннее будут чувствовать себя люди (а в преддверии выборов, к которым устремилось переходное правительство, это становится реальностью), тем более необъятными представляются возможности и перспективы Ливии. «Если не считать нефти, туризм имеет все шансы стать вторым крупнейшим источников пополнения нашей казны»,- утверждает Баайу, и лицо его светится счастьем.
Авторы: /ТУРПРОМ/ По материалам зарубежной прессы Станислав Подольский