Мальдивы: исламисты решили «очистить туризм от скверны», страна сползает в средневековье
Давно ли вы не посылали кого-нибудь в баню? А когда, подобно Жене Лукашину, последний раз заглядывали туда с друзьями, чтобы «весело встретить Новый год» или выяснить в той же обстановке, «сколько вытечет портвейну из открытого бассейну»? Затрудняетесь с ответом? Тогда поспешите освежить память и ощущения, потому что очень скоро и сама баня, и сопряженные с ней атрибуты типа массажа, косметических процедур и прочая и прочая, рискуют быть объявленными вне закона. И хотя за примером в данном случае ходить придется далеко, но мы, пожалуй, отправимся, и не куда-нибудь, а на Мальдивские острова, власти которых на общенациональном уровне ввели запрет на СПА- и массажные кабинеты, во исполнение решения Министерства по туризму, которое своим циркуляром, разосланным в канун нового года, запретило оказание СПА-услуг.
Дела приняли на редкость серьезный оборот, задействован Верховный Суд. Ему Президент Мохамед Нашид (Mohamed Nasheed) поручил установить факт законности работы СПА-компаний на островах. Об этом он самолично проинформировал журналистов, собравшихся на пресс-конференции в курортном комплексе «Kurumba Maldives». Это, кстати, первый курорт, открывший бальнеологическое направление в далеком уже теперь 1972 году.
Несмотря на то, что высшая судебная инстанция еще не вынесла свой вердикт, глава власти исполнительной, то бишь президент, уже объявил чиновникам о том, что введенный им запрет вступает в силу в момент его издания, то есть немедленно. Нашид высказал уверенность в том, что все государственные учреждения страны с пониманием отнесутся к тому, какую важную, первостепенную роль играет развитие государства, а посему не станут своими действиями ущемлять туристическую отрасль. Проще говоря, не станут вставлять палки в колеса, короче, бойкотировать директиву. Глава государства также подтвердил свою приверженность принципам умеренного Ислама, которым Мальдивские острова следуют все последние восемь столетий и которые находят отклик у большинства жителей государства, далеких от крайних, экстремистских, религиозных взглядов.
Тактика, которую правительство демонстрирует в последние дни, отражает реакцию властей на митинг, устроенный оппозицией в столице Мале 23 декабря минувшего года под лозунгом «Защитим Ислам». В тот день крупнейшие оппозиционные партии национального уровня использовали акцию, чтобы вынести власти своего рода вотум «религиозного недоверия». Большинство выступающих этим не ограничились, потребовав создания «исламского государства», жестко опирающегося на принципы Шариата. В ответ на протестные выступление президент поспешил прикрыть СПА-центры. В заявлении, с которым выступила его администрация, в частности, говорится: «Не успело правительство ввести запрет на СПА-процедуры, как оппозиционные партии (находящиеся под руководством или испытывающие сильное влияние со стороны владельцев курортных комплексов) «передумали», заявив, что они не поддерживают данную инициативу, тем более не хотят развала туризма». «Хотели бы, чтобы всем стало предельно ясно, насколько далеко будет позволено оппозиции диктовать свои условия»,- объяснил в среду Президент, добавив, что «ультиматум, выдвинутый правительством, воздействовал на нацию, очнувшуюся от летаргии, и инициировал здоровую дискуссию по поводу того, в каком направлении должна двигаться страна». «Демонстрация, которую экстремисты провели 23 декабря, собрала внушительную толпу. Другое дело, что радикализм, пронизавший их требования, разбудил безголосое большинство, которое самым решительным образом отвергло любые формы экстремизма»,- сказал Президент.
Весь минувший год прошел в напряженной обстановке, как на политическом фронте, так и в религиозной жизни Мальдив. При этом сторонники правительства не переставали обвинять оппозиционные партии в сговоре с религиозными радикалами с целью внесения раскола в государственную администрацию. Самое интересное, что религиозный экстремизм и опасения, с ним связанные, на Мальдивах давно считаются темой, что называется, набившей оскомину. Еще предшественник президента Нашида свергнутый в 2008 году Маумун Абдул Гайум (Maumoon Abdul Gayoom) начал проводить в жизнь политику, призванную парализовать активность вооруженных исламистских группировок, способных своими действиями негативно сказаться на миролюбивом имидже этого направления, пользующегося широким спросом среди туристов.
Как заметил один из журналистов, работающий на Мальдивах, «страна изобилует противоречиями, которые, судя по всему, не в последнюю очередь служат генератором протестной активности, финансируемой оппозицией, образчик которой можно было наблюдать 23 декабря. «Тридцать лет подряд Мальдивы совершенно безболезненно торговали алкоголем и свининой, а также предлагали массажные процедуры, услаждающие вкусы туристов. И все это не мешало стране позиционировать себя как нации, состоящей на все сто из апологетов Ислама. Отсюда мораль: если бы ни эпоха глобальных политических потрясений, Мальдивам так бы и удавалось поддерживать свой статус кво». Строго говоря (продолжает журналист), конституция запрещает любые законодательные акты, входящие в противоречие с догмами Ислама. Под эту трактовку может подпадать и все, что связано с хранением и реализацией «греховных товаров», вроде свинины и алкоголя. «Да у нас же острова необитаемые, разве что пара-тройка сотен человек живет здесь и работает, не более»,- традиционно заявляли сами Мальдивы, умудряясь «разруливать» ситуацию в свою пользу, без шума и пыли.
У исламских ученых, приезжающих сюда, впечатление складывается совершенно иного свойства. Один из них Закир Наик задается вопросом о том, насколько сам Ислам дает повод к подобного рода дефинициям. Ему вторит целый ряд финансовых аналитиков мусульманского вероисповедания, с которыми удалось поговорить. Некоторые предлагают ввести внешнее управление курортных баров, выделив их в самостоятельную коммерческую единицу, чтобы, как они выражаются, «очистить от скверны» доходы отелей. «Если же отбросить все эти винно-гастрономические факторы, как и весь прочий наносной антураж, становится ясно, что смятение в душах и на улицах не имеет никакой религиозной подоплеки. За всем стоит чистая политика, жестоко раздирающая государства на враждующие лагеря. На этом фоне исламский национализм по-прежнему разыгрывается как мощная политическая карта, способная оказать самое весомое влияние на исход выборов 2013 года»,- говорит Наик, не исключающий, что президент выпустил этого джина из бутылки пораньше, чтобы этот «девятый вал» волнений сказался на нем самом минимальными потрясениями. А, может быть, чтобы расставить акценты.
С другой стороны, предположим на минуту, что «сросшиеся» с оппозицией туристические боссы (а они, как известно, сытно кормятся на продаже «греховных» товаров) и впрямь финансируют радикально настроенную оппозицию. А та рассчитывает набрать очки в борьбе с правящей партией и с этой целью разыгрывающую карту консервативного Ислама (как об этом твердили всю минувшую неделю). В этом случае стороннему наблюдателю остается только обвинить в авторстве какого-нибудь камикадзе, стоящего за идеей и не ведающего, когда и как рванет. Мы не покривим против истины, предположив, что ожидаемый вердикт Верховного Суда, который сегодня должен преодолеть противоречие, засевшее внутри национальной экономики, определит дальнейшую судьбу Мальдивских островов. Такими комментариями завершает свои рассуждения упомянутый выше журналист.
Авторы: Всеволод Кораблев /ТУРПРОМ/ По материалам зарубежной прессы