Молодые китайские туристы предпочитают путешествовать без тургруппы
Как отличить путешествующего китайца? Если по разрезу глаз, то непросвещенный легко спутает его с тем же японцем. Если по говору, то и здесь далеко не все мы большие специалисты. Но есть один верный признак: китайцы никогда не путешествуют в одиночку, но в составе организованных групп под руководством гида, внимая каждому его слову. Одно но: много ли молодежи доводилось вам видеть в этих мини-коллективах? Правильно, практически не доводилось, и в ближайшее время не надейтесь их там увидеть. Потому что стиль организованного посещения мировых шедевров и мировой экзотики в ближайшие годы для Китая превратится в анахронизм.
Молодые и состоятельные граждане Поднебесной, увлеченные суперсовременными «ноу-хау», сегодня больше не желают следовать «дорогой отцов и дедов» (как туристов, конечно), предпочитая одиночество. Об этом же свидетельствуют результаты новейшего исследования latest «ITB World Travel Trends», подтверждающие кардинальные изменения вкусов и предпочтений современного китайского туриста. Что же в стремительно меняющихся условиях среды можно и должно делать мировой туриндустрии, чтобы догнать и даже перегнать не ослабевающий, а даже наоборот, нарастающий «девятый вал» китайских туристов? Известно, что: перестроить на новый лад свои услуги и продукты ради удовлетворения запросов нового поколения китайских визитеров. Еще точнее, заговорить на языке «мандаринов», освоить классическую китайскую кухню и, конечно, «проникнуть» в популярные среди китайцев социальные сети. А кто сказал, что путь к успеху усыпан розами?
Что до воспитания чувств, имея в виду тягу китайцев к путешествиям, то за ними, в первую очередь, стоят глобальные преобразования в национальной экономике. Получившие прекрасное образование молодые люди первыми ощущают на себе ее бурный расцвет и ее преимущества, в том числе возможность ездить за рубеж в поисках новизны. Для них на первое место выступает высококачественный сервис. Дешевые групповые туры – не их тема. Современный китаец хочет познавать мир в одиночку, чтобы никто не мешал. Нет, он не отказывается от знакомства с достопримечательностями, принцип «чем больше – тем лучше» актуален для него, как и тогда. Хотя, признаемся, в перечне желаний и мотивов они все чаще уступают место таким ценностям, как отдых и развлечение.
В основной массе своей китайцы по-прежнему отдают предпочтение шопингу в чужой стране. Не верите? Тогда обратитесь к статистике, свидетельствующей о том, сколько оставляет в иностранных магазинах за одну поездку среднестатистический житель Китая: меньше, чем двузначных чисел не найдете. Сегодня мировой туриндустрии предстоит сделать так, чтобы китайский турист ее заметил. Для этого ей просто жизненно необходимо научиться удовлетворять и его оригинальные запросы, и его не менее специфические требования, демонстрируя искреннее уважение к культуре и традициям страны, из которой тот приехал. Персонал должен в срочном порядке учить китайский язык, музеи – загрузить в аудиогиды его же. Без этого китайцы будут чувствовать себя в чужой стране неуютно, а это ох, как не годится ни тем, ни другим. Большинство путешественников обратят внимание на такие «мелочи» национального масштаба, как чайник в гостиничном номере, чтобы можно было перекусить между визитами в ресторан, кафе или бар. Очень подойдет и китайская тема в ресторанном меню – опять же респект культуре и оригинальной цивилизации.
Байду вместо Фейсбук
Очень важно, чтобы туроператоры представляли на своих сайтах информацию, ориентируясь на преференции и потребности целевой китайской аудитории. Чтобы попасть в «яблочко», советуем вам, во-первых, преподнести «рынок» так, чтобы он был обращен к каждому конкретному человеку. Вторая ваша задача заключается в том, чтобы наладить связь с китайскими поисковиками, такими, как Байду. Это гораздо эффективнее, чем просто переводить на китайский язык содержание чужих сайтов. На случай проверки и моментального решения возникающих проблем желательно обеспечить сайтам китайское «гражданство», при этом ни один из них не должен даже намеком иметь отношение ни к Facebook, ни к YouTube, ни к прочим источникам подобного рода, запрещенным в государстве. Китайцы путешествуют в самых разных социальных сетях, не забывайте об этом. Ведь как рассуждают в Поднебесной? Если вам небезразлична наша культура, с ее особенностями, значит, и мы вам не безразличны. Но, когда владельцы сайта не обращают внимания на запросы целевой аудитории, посетители однозначно понимают, что ничего хорошего такой туроператор им предложить не может.
Говорит д-р Мартин Бак, возглавляющий отдел кадровой службы и АХЧ компании «Messe» (Берлин): «Китайская специфика связана с тем, что здесь социальные сети распространяются иначе, чем на западе. Вот почему менеджерам турфирм в обязательном порядке следует овладеть всеми национальными аспектами того рынка, на который они выходят, и в сфере цифровых ресурсов в том числе. В противном случае они ничего не добьются».
Цифровые аборигены и туризм
Приступая к планированию маршрута и бронированию того или иного тура, набирающее в Китае обороты молодое поколение цифровых аборигенов непременно воспользуется такими незаменимыми инструментами, как социальные сети, онлайновый заказ и прочие скоростные технологии связи. В частности, планируя туры за рубеж, пользователи в обязательном порядке обращаются к онлайновым медийным ресурсам, чтобы «обговорить» все детали и получить максимум информации о выбранном пункте назначения. Вернувшись из поездки, они делятся впечатлениями с такими же цифровыми аборигенами, как они сами.
По имеющимся сведениям, социальные сети обслуживают до 92 процентов китайских интернет-пользователей, то есть примерно в два раза больше, чем в Европе или в США. Тем не менее, по данным составителей «ITB World Travel Trends Report», несмотря на сверхзвуковые темпы развития онлайн-бронирования рейсов, туров и отелей, ни один из них на сегодняшний день не отказался от традиционной схемы взаимодействия с туристическими агентствами.
Китайцев по-прежнему отличает огромная тяга к путешествиям. Эта неиссякаемая любовь к дороге в ближайшее время сделает Китай одним из крупнейших источников развития мирового туризма. По статистике Всемирной туристической организации ООН (ВТО ООН), в этом году за рубежи родины выехали 66 миллионов китайцев, то есть на 15 процентов больше, чем в 2010 году. Не будем отрицать, что большинство из них выезжали в туры-однодневки, в том числе с ночевкой, в бывшие колонии (Гонконг, Макао). И тем не менее, популяция, отправляющаяся в другие страны Азии и за ее пределы стремительно наращивает свою численность. Согласно прогнозу, представленному в Обзоре азиатского туристического направления (составитель: консалтинговая группа «IPK International»), к концу году китайские граждане совершат около 18 миллионов поездок за рубеж на сутки и более. Причем большинство из них отправятся в Германию и Францию. Эти государства Европы китайские туристы любят больше других.
Авторы: Игорь Мельник Лилия Вигдорчик