У семи нянек: турбизнес Италии увяз в новом Туристическом кодексе
Отели Римини
22.12.2011  12:41 8812

У семи нянек: турбизнес Италии увяз в новом Туристическом кодексе

Прокололись, попали в «молоко» (и не попали в яблочко), не туда завернули, растяпы: так на разные лады критикуют составителей Туристического кодекса Италии хотельеры и руководители туристического бизнеса страны. Не удивимся, если выражаются и покрепче. Правда, сегодня уже не понятно, кому адресованы эти эпитеты: кодекс был принят в нынешнем году в бытность теперь уже экс-правительства, попытавшегося спасти все тех же хотельеров от хищных бюрократов, истощавших индустрию гостеприимства. И вот она, благодарность.

Но, если посмотреть на все глазами того, кому она непосредственно адресована и кто ее лично будет исполнять, так ли уж заслуживает идея возгласов типа «Ура! Дождались!»? В каком-то смысле итальянское законодательство продвинулось вперед, но прогресс, наблюдаемый в отдельных сферах, практически неосязаем, забитый бесчисленными законами, нормами и процессуальными положениями, которые тормозят любое движение вперед.

Вводить свод туристических норм выпало вновь назначенному на должность Министра по туризму и спорту Пьеро Ньюди, который, прежде чем пересесть в высокое кресло, входил в Правление банковского холдинга «Юникредит», а сегодня вошел в состав нового Кабинета. Напомним, прежняя команда ушла в отставку вместе со своим лидером Сильвио Берлускони. Одним словом, Ньюди оказался крайним. Теперь ему предстоит заниматься решением организационных проблем, существующих внутри туристического сегмента. Это и налоги, и административные проволочки, и конкурентоспособность, либерализация цен и т.д. и т.п.

Принятый в самый канун лета Кодекс  оказался задачей со многими неизвестными. Хотя в момент его утверждения экс-министр по туризму Микела Виттория Брамбилла и «подавала» его как переломный момент, не имеющий аналогов за всю историю Итальянской Республики». Этому документу суждено было произвести коренную перестройку всего туристического законодательства страны, известной бесконечными,  бесчисленными, да в придачу еще и запутанными,  нормами и правилами, которые совершенно не позволяли отрасли ни развиваться, ни выходить на конкурентоспособные уровни. Чего стоит хотя бы вот такой архаизм, как Королевский Указ 1925 года, предписывающий обязательное наличие плевательиц в каждом гостиничном номере и в общественных местах. Хотим, в этой связи, познакомить читателя с основными законодательными «уложениями», представляющими принципиальную новизну, с точки зрения дальнейшего существования отельного сегмента.

1. Туристическая «промышленность»

Отныне туристический бизнес может рассчитывать на государственные субвенции, выделение консолидированных средств, капиталовложения и прочие материальные поощрения, предусмотренные для производителей товаров. Одним словом, туризм приравнивается к самостоятельной «отрасли промышленности». «Как известно, на производителя продукции распространяются определенные меры финансовой поддержки, среди которых и кредитование. Теперь на выделение целевых кредитов может рассчитывать любая туристическая компания»,- объясняет генеральный директор ассоциации итальянских отельеров «Федеральберги» («Federalbeghi») Алессандро Чанелла (Alessandro Cianella).  

2. Классификация гостиничных учреждений

Законодатель относит гостиничное учреждение к одному из утвержденных видов, выделяя гостиницы, деревни гостиничного типа, кров и завтрак (так называемые В&B, или bed-and-breakfast), мотели и т.д. Все учреждения гостеприимства делятся также на преследующие своей целью извлечение прибыли и благотворительные.

«Он (Кодекс) забит классами и разрядами. Не знаешь, за что раньше хвататься, где себя искать…  Намешали всякой всячины, не хуже чем в пиццу»,- так или примерно так отзывается о новом опусе Чанелла. «Объясните мне, например, что такое загородный дом? Это гостиница в пригороде? Тогда в чем разница между загородным домом и гостиницей за городом? Кто мне подскажет, кто мне укажет, как я должен называть свою собственность? Я сам это буду делать, или государство решит это за меня?».

Похоже, составители классификации не просто упражнялись в трактовке догм, судя по тому, что новая система подминает под себя все существующие нормы и правила, меняя их ей в угоду. Если вы хотельер, на вас распространяется «звездный» рейтинг, если нет, эта честь не про вас. Глава отельной ассоциации «Asshotel» Филиппо Донати (Filippo Donati) приводит в пример регион Эмилия-Романья, где «кровать плюс завтрак» («В&B») – одно, а «комната плюс завтрак» - совсем другое, и на каждую категорию распространяются свои налоговые нормы. «С новой классификацией рынок погружается в хаос»,- констатирует Чанелла. Но, коль скоро для одного стакан наполовину пуст, для другого он же наполовину полон. Так и в стане хотельеров немало оптимистов. К таким относится, например, председатель туристической ассоциации «Confindustria Alberghi» (судя по названию, она тоже имеет отношение к гостиничному бизнесу) Мария Кармела Колайаково (Maria Carmela Colaiacovo), сумевшая в лабиринте законодательных норм отыскать, как она выразилась, «интересные мысли». «Градация по видам нам очень услужит. Госпожа Колайаково имеет в виду, что туристам будет легче разобраться в тех предложениях, которые существуют на итальянском гостиничном рынке. «Конечно, от слов необходимо как можно скорее переходить к делу, одно дело – на бумаге, другое дело – в жизни… И потом единая нормативная база исключит разночтив на уровне регионов».

3. Откройте свое дело

Чтобы понять, о чем идет речь, поясним, что раньше предприниматель в Италии, вознамерившийся открыть или построить гостиницу, должен был для начала подготовить и представить целый ряд многостраничных документов, гарантирующих, что его бизнес полностью соответствует действующему законодательству. Новый кодекс сводит все это к заявлению о начале коммерческой деятельности, зарегистрированному в соответствующей государственной инстанции. Вот, когда, по мнению Колайаково, бюрократия приносит свои положительные плоды. В отличие от нее, глава «Asshotel» Донати призывает к осмотрительности. Законодатель, пожалуй, дает предпринимателю возможность открыть гостиницу без лишних проволочек, но нельзя допустить того, чтобы отельный бизнес покатился в неизвестном направлении. «Мы настоятельно просим ввести норму, предусматривающую проверку состояния дел спустя 60 дней после открытия гостиницы на предмет соответствия деятельности законодательству. Замечательно, когда удается упростить бюрократические процедуры, но без бюрократии мы будем наблюдать сплошной ералаш»,- говорит он.

4. Добро пожаловать, или посторонним вход разрешен?

Отныне законодатель разрешает отельерам открывать рестораны, бары, оздоровительные и корпоративные центры для приема «посторонних» клиентов, а не только постояльцев. «Такой подход облегчает существование владельцам гостиничных заведений, которым раньше приходилось выискивать лазейки и идти на всевозможные уловки, чтобы провести у себя банкет, свадебное торжество и тому подобные мероприятия. Свадьбы празднуют в основном в гостиничных ресторанах. Однако до принятия кодекса, привилегией отметить юбилейное событие под крышей отеля могли пользоваться только его гости и гости гостей»,- объясняет Чанелла.

«Раньше ведь как было? Жених с невестой, прежде чем отметить бракосочетание, шли на ресепшн, регистрировались как постояльцы отеля, а потом уж веселились и звали «к столу» гостей». А как мучались те отельеры, которые хотели открыть двери своих баров и ресторанов для сторонних клиентов! Сколько подписей приходилось собирать! «Зато теперь он же регистрирует свой отель, и эта лицензия автоматически предоставляет ему все «смежные» права. Сегодня ни один отель не выживет без так называемой посторонней помощи»,- говорит Колайаково. Ее суровый оппонент проповедник принципа «доверяй, но проверяй», Донати тут как тут: «Каждый должен делать то, что должен делать. Если регистрировать всех и вся подряд, дальше контрпродуктивной анархии дело не пойдет. Давайте разрешим гостиницам пускать к себе в бары и рестораны людей с улицы, то есть фактически поменяемся ролями. Ни к чему хорошему, кроме бесконечной ругани отельеров и рестораторов это не приведет, так и будут стенка на стенку».

5. Торговые центры

Очередная новация Кодекса и хорошая новость, как ее воспринимают сами представители отельного бизнеса, связана с тем, что теперь гостиница получает право реализации своим постояльцам газет, журналов, кинофильмов и иной информационной продукции, а также открыток, марок и прочих товаров. Впрочем, они же по-прежнему лишены права предлагать туристам пакетные услуги в виде туров, экскурсий в музеи и винные погреба. Эта деятельность остается под исключительным контролем туристических агентств и операторов, да и то при наличии соответствующей лицензии.

Утраченные иллюзии

При всех положительных (хотя и немногочисленных) нововведениях, связанных с принятием и вступлением в силу нового Туристического кодекса, по мнению итальянских хотельеров, согласившихся ответить на вопросы при подготовке этой статьи, единодушно посчитали, что он не смог стать инструментом, который мог бы радикально покончить с целым рядом проблем. Напротив (и это еще хуже) он усугубил ту неразбериху, в которой давно «варится» итальянский гостиничный бизнес. «Идея сама по себе ценная, ибо ставилась задача реструктуризации законодательства, да и попытки делались более, чем серьезные, к разрешению очень сложного вопроса. Но достигнута ли цель? – Частично»,- говорит Чанелла. Базовый посыл заключается в том, что, как центральное руководство, так и администрации на местах имеют право регулировать положение дел в туристической отрасли на уровне норм и положений. Другое дело, что новый Кодекс теперь будет вынужден существовать одновременно с региональными актами, существовать, но не сосуществовать, а, скорее, противоречить одно другому. Вот теперь и попробуйте сделать его обязательным к исполнению на региональном уровне. Черепашьим шагом будем двигаться».

Авторы: Игорь Мельник Игорь Мельник Лилия Вигдорчик

Подписаться на новости