Музеи Греции в тисках кризиса
13.12.2011  11:57 7662

Музеи Греции в тисках кризиса

Это было месяц назад. Погасло дня сияющее пламя. В лучах заходящего солнца мы стояли на руинах Акрополя.  Исполненный благоговейного страха и почтения 63-летний экономист из Норвегии Свейн Давой смотрел, как мрамор Парфенона переливался в закатных сумерках, не уставая повторять: «Божественно. Ведь здесь начиналась западная цивилизация. Обязательно скажу друзьям, чтобы приехали в Грецию и сами все увидели».

Давой, хотя и справедливо пришел в неописуемый восторг, но счастья своего в полной мере так и не осознал, не успел осознать. Ведь тогда же в ноябре, спустя, что называется, считанные минуты (а хоть и сутки), профсоюз, в который входят службы охраны музеев и археологических объектов закрыл всех их для посещения, не сумев договориться с Министерством культуры и туризма о размерах выплат сверхурочных. Банкротство Греции нанесло сокрушительный удар по индустрии путешествий и гостеприимства, оставив туристам на откуп обнесенные заборами достопримечательности мировой культуры, чтобы посмотреть которые они перелезают через этот частокол, отделяющий их от законной встречи с прекрасным. Иной раз приходится отказываться от экскурсий или урезать маршруты следования, дабы не оказаться среди неистовствующей толпы, которая ставит под угрозу новые культурные инициативы, но зато плодит в иностранцах сомнения по поводу того, насколько безопасным окажется посещение самых ценных жемчужин в археологической сокровищнице Греции.

Все это не мешает Министру культуры и туризма страны Павлосу Геруланосу (Pavlos Geroulanos) убеждать общественность в том, что правительство делает все от него зависящее, чтобы ни один камешек греческого наследия не исчез бесследно. Нисколько не сомневаясь в искренности его слов, напомним только, что, начиная с 2009 года, когда Греция скатилась в финансовую пропасть, вверенному Геруланосу ведомству пришлось выставить за дверь две тысячи сотрудников, большинство из которых работало по срочным договорам. Последствия не заставили себя долго ждать. Тяжелее всего пришлось небольшим музеям, некоторые из них вынуждены были сократить часы работы. Об этом рассказал сам министр. Начиная с 2009 года, мы все время идем по пути сокращения бюджета, которое на сегодняшний день составило уже 35 процентов, в этих условиях мы вынуждены обходиться малым, но при этом работать лучше, выбирая новые приоритеты»,- рассказал Иеруланос в интервью журналистам «Рейтер». Кстати, по его прогнозам, при всем негативе к концу года греческий туризм все равно вырастет на 10 процентов относительно прошлого года, что добавит национальному ВВП дополнительные полтора процента». До сих пор непонятно, что такое «арабская весна» для самих арабов, но в итоге в Грецию двинулись туристы, которые ранее выбирали для себя Египет и Тунис. Плюс прибавились новые рынки, а именно Азия, Россия и Израиль. 

Отвергнув, несмотря на трудные времена, вариант девальвации национальной валюты с выходом из еврозоны, Греция осталась достаточно дорогой страной по сравнению с конкурентами, к примеру, с Турцией. Причем эта тенденция сохраняется даже сегодня, после четырех лет губительного дефолта. Экономика, чей ВВП на целых 18% обеспечен поступлениями от туризма, вряд ли выиграет от того негативного имиджа, который в течение целого ряда лет формировался на фоне непрекращающихся, а порой и кровопролитных, акций народного гнева (демонстраций и забастовок).

Как рассказал руководитель профсоюзов «секьюрити» Яннис Маврикопулос, в напряженные летние месяцы одна из главных достопримечательностей Афин Государственный археологический музей вынужден был работать, обходясь тридцатью процентами своего персонала. «Над нами уже весь мир хохочет. Туристы платили полную стоимость билета, а посмотреть могли не более трети всей экспозиции, остальная была закрыта». Чтобы выйти из неприглядной ситуации, правительство вынуждено было перебросить 30 бывших сотрудников государственных железных дорог, которые временно стали исполнять функции охраны. Кстати, по мнению главы национальной ассоциации археологов Деспины Куцумбы,  безопасность тоже выросла в отдельную проблему. «Каждые полгода Министр культуры трубит во все тяжкие о том, что они там у себя сорвали попытки очередных заговорщиков вывезти древние ценности из страны»,- рассказывает она. «Но нам-то прекрасно известно о том, как они сообщают о задержании одного похитителя, а еще двадцать ему подобных благополучно ретируются, поскольку у нас почти не осталось ни охраны, ни полицейских, ни офицеров портовой службы». А сведение к минимуму бюджетных ассигнований на исследования привело к тому, что сразу несколько греческих авторитетов в области архитектуры подались на заработки в страны западной Европы, на Кипр или в Турцию. К тому же, как говорит Куцумба, с начала кризиса ее собственная зарплата, как и зарплата ее коллег, сократилась на 30 процентов, а то и больше.

В гонке за очередными иностранными инвестициями, без которых греческая экономика обречена на фиаско, правительство, стремясь предотвратить неизбежное, пошло на крайнюю степень риска, а именно инициировало строительство дорог и отелей. Решение тем более рискованное, если учесть, что речь идет об освоении земельных участков, непосредственно примыкающих к культурно-историческим объектам, а потому, по мнению Куцумбы, способное губительно сказаться и на них, и на всей окружающей среде. Греческое законодательство обязывает лиц, проводящих археологические раскопки, осуществлять работы с чрезвычайной осторожностью, выявлять и передавать на хранение древние артефакты, которые постоянно выходят на поверхность во время строительства дорог и зданий. Как говорит Куцумба, экономика гонит греков на «стройки века», вот они и научились копать за пять минут».

Изобразительное и исполнительское искусство Эллады – сфера, которая приобретает все большее значение на туристическом направлении – вот еще одна жертва загнивающей экономики, причем жертва куда как более существенная по сравнению с историческими достопримечательностями и музеями, обеспечивающими на 80 процентов бюджет греческого Минкульта.

 «До кризиса делались попытки представить Афины не только и не столько как источник мирового исторического наследия, но и сформировать имидж столицы как современного города с яркой и живописной культурной мозаикой»,- говорит один из основателей Афинского биеннале Августин Зенакос. Событие, в котором он принимает самое непосредственное участие, предлагает зрителям экспозиции современного изобразительного искусства и дизайна.

«Очень мы рассчитывали на Биеннале, но все это теперь кануло в прошлое»,- вздыхает он, добавляя, что художники, выставлявшиеся в этом году, вынуждены были взять на себя почти все расходы. Сегодня, когда вновь сформированное правительство национального единства под руководством Премьера-технократа Лукаса Пападемоса (Lucas Papademos) готовится с помощью очередных драконовских мер сократить еще тридцать тысяч рабочих мест в госсекторе, над страной опять нависла угроза забастовок, да и не только над страной, но и над ее музеями и ее культурно-историческим наследием. «Для нас совершенно очевидно, что туризм играет ключевую роль в экономике, но мы не можем сидеть сложа руки, когда нам говорят, что мы должны больше работать за меньшие деньги»,- объясняет Маврикопулос. Несмотря на то, что сокращение зарплат больнее всего ударило по сотрудникам провинциальных музеев и достопримечательностей, правительственные инициативы навеяли неприятный холодок и на таких игроков «первой лиги», как двухлетний Музей Акрополя. Говорит директор музея Димитрис Пандермалис: «Мы рассчитывали содержать музей исключительно на деньги, вырученные от продажи билетов, сувениров в наших магазинчиках, за счет других собственных источников, это для нас сейчас главное. Но одно дело сказать, а другое – сделать. В будущем, скорее всего, нам придется рассчитывать на государственные дотации, хотя бы в части заработной платы…. Знаете, в периоды потрясений, как нынешний, людям нужно помочь найти измерение в повседневной жизни. В такие дни музеи, культура в целом необходимы, как воздух, как никогда раньше…»

Авторы: Всеволод Кораблев /ТУРПРОМ/ По материалам зарубежной прессы

Подписаться на новости