Китайский турист как источник процветания мировых брендов
Как «вычислить» китайского нувориша? По одежке, по которой только встречают? По счетам в банке, которые закрыты для посторонних? По дорогой машине? – А что, если китайцы по-прежнему влюблены в велосипеды? Есть один проверенный способ: спросить у специалистов. А они советуют отправиться на поиски богачей из Поднебесной подальше от самой Поднебесной. Лучше всего на Мальдивские острова. Это двойное ожерелье из островов вблизи экватора оказалось для аналитиков той самой «золотой жилой», где состоятельный и расточительный китайский потребитель виден как на ладони. Итак, в путь.
В 2010 году на Мальдивах побывало более 118 тысяч китайцев, что на 109 процентов больше по сравнению с предшествующим годом. В итоге, китайцы прочно обосновались в самой большой нише въездного туризма Мальдивских островов. Да еще и позволили сформировать четкое представление о современном китайском потребителе.
Выяснилось, что китайские туристы все чаще представляют малые города – закономерный итог роста среднего класса, богатеющего с каждым днем без риска оказаться под ударом в связи с ростом цен на жилье и инфляции, которые больно бьют по кошельку их же собратьев в Пекине, Шанхае и других мегаполисах. А это, по мнению аналитика Винсента Лю из Гонконга, рано или поздно скажется на покупательской способности туристов, представляющих города, так называемого, первого эшелона.
«Большинство из них по своему финансовому состоянию обгоняет средний класс крупных городов»,- говорит глава туристической компании «Lukintl» из Пекина Роджер Вань, который со дня своего основания в 1996 году успел покатать по Америке тысячи китайцев. «Туристы мегаполисов, как правило, принадлежат к среднему классу. Другое дело малые города. Здесь мы чаще всего имеем дело с миллионерами, а также региональной и муниципальной управленческой элитой. За самым редким исключением, они демонстрируют уверенную покупательскую способность». Как говорит Вань, эта категория населения привыкла оставлять за границей не меньше 100 тысяч зеленых, расплачиваясь банковскими картами или деньгами из Веб-кошелька, который им пополняют друзья. Выбирают они неизменно самые известные бренды.
Хорошенько присмотревшись к этой категории отпускников, элитные компании всего мира сумели грамотно «перекроить» свои маркетинговые стратегии под новую реальность. «Они приезжают сюда с туго набитыми бумажниками, что неизменно рождает желание облегчить их содержимое»,- объясняет Ши Хуи Линь, специалист в области так называемой «гостевой конъюнктуры». Окончив школу туризма в Дубае по конкурсному отбору, она была принята на работу в курортно-гостиничный комплекс «Six Senses», расположенный на крошечном островке атолла Лааму, где оказывает услуги туристам-соотечественникам, с учетом их национальной специфики. «Они не гонятся за ширпотребом, а ищут что-нибудь эдакое оригинальное, ручной работы, натуральное, поближе к природе и подальше от синтетики».
Впрочем, ничто человеческое богатым китайским туристам тоже не чуждо. Сувениры, это хорошо, но и эксклюзив типа «Луи Вюитона», которому они чаще всего отдают предпочтение в зарубежных турах, по-прежнему числится в приоритетах. Они продолжают покупать то, что давно знают и любят, но «рутина» их не устраивает, всегда хочется новизны ощущений. Рассказывает директор по международному маркетингу компании "Alfred Dunhill» Джейсон Бекли: «Мы имеем дело с теми покупателями из Китая, которые чаще склонны ориентироваться на стиль, нежели приобретать какое-то конкретное изделие. «Ни один из них не выложит деньги в мгновенном порыве, поддавшись минутному увлечению, но будет делать все осторожно, по принципу «семь раз отмерь». Так они ведут себя всегда и везде: предпочитают, чтобы их обслуживали по ВИП-классу, в заранее заказанных помещениях. Когда приходят в магазин, могут даже попросить, чтобы им подали чай или воду».
Кто еще стоит за появившейся у элитных брендов возможностью почаще встречаться с потребителем, так это китайцы-интернетчики – 400-миллионное сословие, прочно обосновавшееся в сети и позволившее тому же Роджеру Ваню прогнозировать жаркие денечки (в хорошем смысле этого слова), которые ждут интернет-шопинг в ближайшие годы. «Вы выбираете товар на экране, а потом приезжаете за границу, идете в магазин, смотрите, покупаете. Китайцы, знаете ли, с большим скепсисом относятся ко всему импортному, выставленному на прилавках у себя в стране. А это значит, что магазины, которые они посещают во время зарубежных туров, без денег не останутся: заказ делается через Интернет, а покупка – в самом магазине (за границей)».
Кстати, заморским продавцам по-прежнему желающим обратить в финансовую выгоду растущее число китайских туристов из малых городов, не особо много придется утруждаться. Главное, нанять персонал, говорящий на родном языке клиентов. Это, если говорить о рознице. На мега-уровне задача стоит несколько иначе. Брендам предстоит поработать над своей репутацией в Китае, имея в виду все, что находится за пределами Пекина и Шанхая. Именно на этом направлении кроется их успех как в самом Китае, так и за его пределами.
Автор: Лилия Вигдорчик