19.12.2005 18:31
1724
Первые шаги электронного авиабилета в России
Введение в России электронного авиабилета уже не за горами. И хотя законодатели пока отстают от потребностей рынка, большинство ведущих российских авиаперевозчиков уже протестировали свои разработки в области e-ticket на практике.
В начале авиакомпании обычно запускают самую простую часть системы e-ticket – прямую продажу билетов через Интернет. Ведь другие части системы достаточно сложны и, главное, у нас в стране не совсем легитимны. Из них самая большая проблема, это юридическое взаимоотношение пассажира и перевозчика: по закону бумажный авиабилет считается договором между пассажиром и авиакомпанией. А для авиакомпании бумажный билет также является и бланком строгой отчетности перед налоговиками. Лишь в следующем году запланировано внесение в Госдуму необходимых для e-ticket поправок, сообщили корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» в пресс-службе Минтранса.
Однако сами продажи билетов через интернет уже набирают обороты: турист бронирует билет на сайте перевозчика, как правило - с некоторой скидкой, оплачивает его кредитной карточкой и получает уже выписанный бланк в аэропорту при вылете. Так, как пояснили нашему корреспонденту в пресс-службе «Трансаэро», открыв интернет-продажи еще летом, в компании рассчитывают, что к следующему августу каждый 20-й билет будет продаваться именно через сеть. Сейчас в компании констатируют 25% ежемесячный рост такого рода покупок. Причем купивший такой билет пассажир получает уже заранее выписанный бумажный бланк билета в аэропорту на стойке регистрации прямо перед вылетом.
Помимо «Трансаэро» аналогичные технологии также внедрила «Сибирь» (см. бюллетень «ТУРПРОМ» от 27.07.05), три авиакомпании альянса «AiRUnion» - «KrasAir», «Домодедовские а/л» и «Самара», а недавно к ним присоединились «Уральские а/л». Впрочем, самой «продвинутой» авиакомпанией оказался наш нацперевозчик. Пока услуга «Аэрофлота» по интернет-бронированию доступна лишь пользователям программы «Аэрофлот бонус». Однако перевозчик уже объявил об успешном окончании полномасштабного тестирования полноценной версии системы e-ticket. В ходе тестирования было оформлено около 100 электронных билетов для всех типов перевозок, а также проверены функции обмена, возврата и погашения билетов. Компания готова к внедрению системы уже в 2006 году и ждет лишь соответствующего изменения законов.
Действительно, у перевозчиков есть существенный стимул для внедрения e-ticket. По данным IATA, электронный билет позволяет авиакомпаниям экономить на каждом пассажире в среднем около $9. До 30% мирового оборота авиабилетов уже приходится на электронные. В этой гонке самыми практичными, как обычно, оказались американцы: через Интернет там продается более 60% всех авиабилетов, в Европе – около 25%, а в Азии – только 10%.
Как введение электронных билетов отразится на агентском «тикетинговом» бизнесе? У экспертов на этот счет разные мнения. Помимо опасения, что клиенты будут бронировать билеты напрямую на сайтах перевозчиков, избегая агентов, существует другое мнение – что изменится лишь форма тикетингового бизнеса. Сам же он не пострадает. Так, по мнению Игоря Голубева, гендиректора компании «Туринфо Группа-РФР», в России повторится американская схема, когда авиакомпании отдают большую часть билетов с существенной скидкой оптовикам, которые их распространяют уже через агентства. Пассажиру выгоднее купить билет на сайте агентской сети не только из-за большей скидки, чем дает сам перевозчик, но и из-за большего выбора самих перевозчиков, собранных на одном ресурсе.
Автор: