Турфирмы повздорили о торговой марке, ФАС рассудила спор
Управлением Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Республике Бурятия по результатам рассмотрения заявления туркомпании «Гранд Байкал» в отношении турфирмы «Гранд Байкал Бурятия» возбуждено дело по признакам нарушения части 2 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».
Как сообщили корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» в пресс-службе ведомства, туркомпания «Гранд Байкал» обратилось в Бурятское УФАС России с заявлением о нарушении своих исключительных прав на фирменное наименование со стороны «Гранд Байкал Бурятия». Заявитель утверждал, что при использовании столь сходного фирменного наименования у потребителей может возникнуть путаница компаний.
Так, на основании представленных сторонами документов специалистами ведомства был сделан вывод, что фирменные наименования двух хозяйствующих субъектов сходны, при этом турфирма «Гранд Байкал Бурятия» и «Гранд Байкал» в соответствии с выписками из ЕГРЮЛ осуществляют аналогичный вид деятельности в сфере оказания туристических услуг и фирменное наименование последнего зарегистрировано ранее. При этом довод «Гранд Байкал Бурятия» в части осуществления деятельности на территории разных субъектов России является несостоятельным, поскольку в стране гарантировано единство экономического пространства и свободное перемещение товаров. Заседание Комиссии по рассмотрению возбужденного дела состоится 15 ноября текущего года.
Напомним, что количество судебных дел, направленных на борьбу с двойниками турфирм, резко возросло в стране в последние годы, сразу после вступления в силу в 2008 году 4-той части Гражданского Кодекса. При этом алгоритм борьбы с двойниками выглядит примерно следующим образом. «Если изображение, которое используется без разрешения, тождественно с зарегистрированным товарным знаком до степени смешения, это является нарушением законодательства. В ведомстве, которое оформляло регистрацию товарного знака, заявителю выдается справка о такой тождественности. В противном случае, ни о каком нарушении не может идти речи. Если говорить о другом исполнении изображения, другом сочетании слов или цветовой гаммы и прочее, то всё это подлежит проверке на тождественность. Тут голословных утверждений быть не должно, т.к. речь идёт о возможном возмещении убытков правообладателю. Но в любом случае, тождественность придётся сначала доказывать в Роспатенте, а затем и в суде при предъявлении требований о возмещении убытков», - пояснили нашему корреспонденту в юридическом агентстве «Персона Грата».
Из наиболее громких дел подобного рода можно вспомнить историю 2009 года, когда Управление Роспотребнадзора по Омской области оштрафовало местную турфирму за использование бренда «Магазина Горящих Путевок» (МГП). Любопытно, что инициатором данного дела стала вовсе не управляющая компания «МГП», а омский франчайзи этой сети.
Так, почти целый год шёл конфликт между «МГП» и сетью «Горячие туры» (см. ленту новостей от 04.12.06). Впервые свою претензию к конкурирующему бренду владелец «МГП» Андрей Озолинь высказал летом 2005 года. Тогда же «МГП» заказал экспертизу, подтвердившую сходство марок «Горячих» и «Горящих» до степени смешения. Однако делу был дан ход лишь в конце декабря 2005 года, когда стало ясно, что «Горячие» окончательно отвергают все обвинения в плагиате в свой адрес. Тогда в Палату по патентным спорам Роспатента была подана жалоба «МГП» на неправомочность регистрации знака «Горячих». В конце весны Палата удовлетворила жалобу. Однако для вступления её в законную силу не хватало подписи председателя Палаты, которая так и не была получена. Параллельно «МГП» пытался воздействовать на «Горячих» экономическими методами, ставя туроператоров перед выбором партнера по ретейлу: либо их туры продают «Горячие», либо «Горящие». «МГП» также пыталось надавить на туроператоров отказаться публиковать логотип «Горячих» в своей рекламе. Конфликт длился почти год, и лишь в конце 2006 года стороны пошли на мировую.
В 2007 году началась судебная тяжба между американской гостиничной сетью «Best Western» и российской компанией «Best Eastern Hotels». Американцы обвинили российскую компанию «Best Eastern Hotels» в использовании наименования, сходного до степени смешения с их маркой отелей. Ответчиком значилась палата по патентным спорам Роспатента, а в качестве третьих лиц были привлечена туркомпания «Академсервис», которой и принадлежит знак «Best Eastern Hotels» (см. ленту новостей от 04.04.07).
Еще одним из наиболее активных защитников своего бренда на российском туристическом рынке является туроператор «Астравел». «Мы зарегистрировали свой знак в патентном ведомстве ещё в 1994 году, однако до сих пор от двойников не избавились. Чтобы активизировать этот процесс, таким турфирмам нами были направлены письма с требованием немедленно изменить названия, дабы не вводить в заблуждение клиентов», - ранее рассказал нам Геннадий Котов, исполнительный директор московского туроператора «Астравел» (см. ленту новостей от 10.02.09). Как пояснил собеседник, на туристическом рынке зафиксированы компании в точности повторяющие название «Астравел», и даже логотип фирмы, а есть компании, имеющие лишь очень похожие названия. Дойники у «Астравела» находились по всей стране - в Днепропетровске, Самаре, Нижнем Новгороде, множество двойников было в Москве. Теперь против не сменивших название турфирм «Астравел» планирует начать судебные дала.
Автор: Роман Медведев