Минтранс попытается выдавить мелких и средних перевозчиков в угоду крупным авиакомпаниям
В начале следующей недели состоится заседание рабочей группы представителей Минтранса, Росавиации и крупнейших авиакомпаний, которые должны будут сформировать консолидированную позицию по новым правилам допуска перевозчиков к международным полетам. При этом ведомство Игоря Левитина уже подготовило свой вариант изменений, предусматривающий в соответствии с требованиями Медведева существенное сокращение числа авиакомпаний, допущенных до международных линий. Эксперты уверены, что если документ будет принят в таком виде, он неизбежно приведет авиаотрасль к монополизации несколькими крупнейшими перевозчиками, а для туристов и пассажиров это обернётся безудержным ростом тарифов.
Так, по данным «Коммерсанта», распределять международные маршруты чиновники предлагают исходя из величины пассажиропотока перевозчика, его финансовой состоятельности и пунктуальности. В частности, «на момент подачи заявления» на новые маршруты авиакомпания не должна иметь просроченных задолженностей по налогам и сборам, платежам в Пенсионный фонд, в аэропорты и топливно-заправочные комплексы, а также за аэронавигационные услуги. За период «сезона IATA» (летняя либо зимняя навигация) перевозчик не должен допускать более 7% задержек на два часа и более либо отменять более 5% рейсов из согласованного расписания. Кроме того, заявки будут сниматься с рассмотрения, если компания не использует в полном объеме уже имеющиеся частоты на конкретной воздушной линии.
По мнению экспертов, столь жесткие требования не смогут выполнить большинство перевозчиков, что непременно приведет к перераспределению наиболее доходных маршрутов в пользу нескольких крупнейших авиакомпаний. «Всё это говорит о том, что авиарынок России пытаются поделить лишь между крупными игроками, что естественно приведет к его монополизации. А ведь небольшие авиакомпании пока составляют немалую конкуренцию крупным перевозчикам на чартерном рынке. Тем не менее, так как данная тема по «выдавливанию» с рынка небольших компаний обсуждается на самом высоком уровне, то я не сомневаюсь, что этот план рано или поздно будет реализован. При этом расплачиваться за это будем мы, как пассажиры», - уверен Александр Морозов, исполнительный директор авиаброкерской компании «Авиачартер».
Предлагает применить другой подход в системе выдачи разрешений на полеты и Дмитрий Горин, гендиректор тикитинговой компании «VIP-Service» и руководитель комитета по транспорту Ассоциации Туроператоров России (АТОР). «Пока это не утвержденный документ, а всего лишь перечень из 27 предложений. 4 либо 5 октября пройдет рабочая встреча по их обсуждению. В этой связи нужно понимать, что все эти требования реально смогут выполнить лишь несколько крупных авиакомпаний, а для остальных они окажутся неподъемными, и в итоге такой документ неизбежно приведёт к монополии в отрасли. С другой стороны, существующую систему допусков нужно менять, ведь если оставить старую – то будет ещё хуже. Но подход к этому должен быть очень взвешенным и обоснованным, ведь уход с рынка 30% авиакомпаний крайне негативно отразится на отрасли в целом. Поэтому по каждому из 27 внесенных предложений будет вестись предметное обсуждение», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» г-н Горин.
Автор: П. Шариков