Чиновники хотят лишить туристический рынок страны половины авиаперевозки
Последние авиакатастрофы, произошедшие в России с отечественными лайнерами, подтолкнули верховные власти страны к парадоксальному выводу: вместо налаживания строго контроля за техническим состоянием самолетов и восстановлением отечественного авиастроения, убрать с рынка всех мелких перевозчиков, передав их объёмы крупным, которых, в свою очередь, окончательно переключить на закупку самолетов за рубежом. И хотя Медведев потребовал от Минтраса подготовить соответствующие документы к середине ноября, на туристическом рынке эти «новаторства» могут сказаться уже на этой неделе – 15 сентября состоится заседание комиссии Росавиации по выдаче допусков на выполнение зимних чартерных программ, которые уже будут выдаваться лишь крупным авиакомпаниям. В итоге рынок чартерной перевозки может быть узурпирован четвёркой наиболее крупных перевозчиков, а цена на туры и авиабилеты – взлететь до небес. Вовсе не этого ждали от властей участники туристического рынка, особенно в предвыборный год…
Так, вчера Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений правительству по итогам совещания по катастрофе самолета Як-42. В основном в них речь идет о мерах «по прекращению деятельности авиаперевозчиков, не способных обеспечить безопасность полетов», а фактически - о сокращении количества авиакомпаний в стране до пяти-семи. Причем чиновники из Минтранса, давно лоббирующие интересы крупных перевозчиков, принялись выполнять наказы президента первыми и наиболее ретиво: по данным «Коммерсанта», в преддверии комиссии Росавиации по выдаче допусков на зимние чартерные рейсы, которая состоится 15 сентября, Минтранс уже рекомендовал выдавать их в основном крупным авиакомпаниям. И это несмотря на то, что всего неделю назад министерство выпустило обновленный приказ N92, который фактически полностью снимал ограничения на чартеры (исключение составляли лишь рейсы во Францию, Болгарию и на остров Кипр). По некоторым данным, наибольшее количество отказов на комиссии по чартерам получат авиакомпании, в чьем парке есть старая отечественная техника - Як-40, Як-42, Ту-134, Ту-154Б, Ан-24, Ан-26. Это, например, «Татарстан», «Когалымавиа», «Газпромавиа», «Ямал» и «Якутия», а в наибольшем выигрыше останутся «Аэрофлот» и «Трансаэро».
Но и это ещё не всё. Под личиной борьбы за безопасность власти хотят подавить конкуренцию на авиарынке с помощью новых изменений к Федеральным авиационным правилам, которые должны вступить в действие 1 января. Согласно этому проекту, который уже направлен в Минфин и Минэкономики на согласование, выполнять перевозки на трех маршрутах смогут лишь авиакомпании с пятью самолетами, а летать более чем в три пункта - с десятью однотипными самолетами, при этом обязательно, чтобы количество мест в этих самолетах было более пятидесяти. Согласно реестру Росавиции, за исключением четверки крупнейших авиакомпаний - «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «UtAir», а также «Уральских авиалиний», все российские перевозчики имеют менее десяти однотипных самолетов, либо они эксплуатируют старые самолеты, которые скоро выведут из эксплуатации из-за нерентабельности установки на них системы предупреждения опасного сближения. Например, права на магистральные перевозки может лишиться «Авианова» (шесть самолетов) и SkyExpress (восемь самолетов), хотя они и входят в пятерку крупнейших авиакомпаний на внутренних линиях.
Однако, участники рынка уверены, что все озвученные и реализуемые властями меры никакого отношения к повышению безопасности на авиатранспорте не имеют. «Сокращение числа авиакомпаний приведёт лишь к монополии в авиационной отрасли и как следствие – к росту цен на авиабилеты. Также стоит отметить, что небольшие и средние авиакомпании составляли сильную конкуренцию крупным игрокам на популярных туристических направлениях, что создавало нормальную конкурентную среду и в туротрасли», - сообщил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Александр Морозов, гендиректор компании «Авиачартер». «Ограничение количества авиакомпаний в пользу крупных перевозчиков приведёт на туристическом рынке к серьезным проблемам. К тому же у большинства крупных игроков в парке также имеются старые самолёты, да и большинство купленных иномарок – очень стары. Вместо этого, на мой взгляд, необходимо усилить контроль со стороны государства за техническим состоянием авиапарка перевозчиков и безопасностью полётов», - уверена Татьяна Ванд, гендиректор туркомпании «Ванд Интернэшнл Тур».
Еще более резко о действиях, точнее о бездействии власти заявляют политики. «Падающие самолеты, обрушающиеся школы, тонущие корабли – это не стихийные бедствия, не терроризм, а крах нашей системы, – цитирует газета «Утро.ру» депутата Госдумы от «Справедливой России» Александра Буркова. – В лучшем случае под шумок убирают неугодных замов из министерств. А наши министры и губернаторы остаются на своих местах». «Мы постоянно находим «стрелочников», а должны ответить руководители», – вторит ему лидер думской фракции ЛДПР Игорь Лебедев.
Авторы: Александр Гордиец Ратмир Романов