На заметку дайверу: Косра – остров погибших кораблей и… самолетов
31.08.2011  12:25 23734

На заметку дайверу: Косра – остров погибших кораблей и… самолетов

Очередной «остров погибших кораблей» обещает порадовать таинственными открытиями любителей подводного плавания. На сей раз наш рассказ о Косре - входящем в состав Федеративных Штатов Микронезии острове, на полпути из Гуама на Гавайи. Впрочем, затонувшие суда – лишь одна из его визитных карточек. Не меньше Косра славится буйством своих природных красок и первозданными коралловыми рифами.

И все-таки, руины прошлого считаются главной «приманкой» для тех, кто выбирает Косру.

Новичкам предлагается посудина 19 века под названием «Ленора», на которой когда-то плавал неустрашимый и наводящий на всех страх пират Булли Хейс. В наследство от 20 века острову достались еще и обломки нескольких самолетов, в одном из которых специалисты признали груммэновский «Albatross».

Итак, «Ленора»

Названная в честь одной из двух дочерей-близнецов Булли Хейса, шхуна (вернее, то, что от нее осталось) покоится на 40-футовой морской глубине в заливе Утве у Косры. Корабль бороздил моря и океаны под предводительством легендарного американского пирата и купца 19-века, и тот часто коротал время на Косре, когда нужно было спрятаться от преследователей и конкурентов. Так продолжалось до 1874 года, когда ураганные ветры обрушились на «Ленору», отправив ее на дно. Прошло еще 110 лет, и ее нашли в плачевном, правда, состоянии. Но и то, что от нее осталось, стоит того, чтобы приехать сюда в поисках приключений. От 19 века в наследство острову достался и деревянный вельбот, обломки которого лежат на глубине 70 футов в островной бухте Лелу. Сохранилась она в таком же скудном виде, как и «Ленора». Но и эти останки дают представление о том, что представляли из себя китобойные суда того времени, так что воображение дайвера будет вознаграждено по полной.

Самолеты

Martin PBM Mariners

По имеющимся сведениям, у берегов Косры затонуло всего два гидроплана, оба «Martin PBM Mariners». Один из них, РВМ-5, окончил свой век в 1945 году, второй, РВМ-5А, пошел ко дну в 1955 году. Обломки первого гидросамолета покоятся прямо на коралловых колониях в бухте Лелу на глубине 70 футов. Второй самолет обнаружен в северной части бухты, на примерно 60-футовой глубине. Как свидетельствуют исторические хроники, оба самолета разбились при взлете. 

Самолеты «Martin PBM Mariner» относились к патрульным бомбардировщикам-гидропланам и находились на вооружении во время Второй мировой войны, а также в период Холодной войны. Эти «летающие лодки» должны были обслуживать уже находящиеся на вооружении самолеты «PBY Catalina». Всего было выпущено 1.366 таких гидропланов. Первый полет они совершили 18 февраля 1939 года, на вооружении находились с сентября 1940 года.

Эврика! Еще один самолет!

А не так давно дайверы Косры, объединенные в «Sleeping Lady Divers», обнаружили на дне морской пучины еще один самолет, причем все там же, в бухте Лелу. По мнению первооткрывателей, это очередной «Альбатрос» компании «Груммэн», входивший в состав морской авиации США и занимавшийся эвакуацией раненых из очага военных действий. Дайверы утверждают, что самолет упал в воду носовой частью. Теперь его обломки залегают на 90-футовой глубине, которая исключает детальное изучение самолета даже при наличии КАС (кислородно-азотной смеси). 

Автор: Всеволод Кораблев

Подписаться на новости