«Булгария» подвела круизную отрасль под кризис, туроператоры пишут письма Медведеву
В августе, спустя месяц после катастрофы теплохода «Булгария», ситуация в круизном секторе туристической отрасли России ухудшилась настолько, что вынудила крупнейших его участников предпринять экстраординарные действия. В частности, в четверг туроператор «Инфофлот» решился написать открытое письмо на имя Дмитрия Медведева. По мнению экспертов, это правильный шаг, который в предвыборный год может побудить власти повернуться лицом к круизному бизнесу и вывести его из кризиса.
«Со дня этой катастрофы и до сегодняшнего момента в обществе при активном участии прессы создается следующий образ речных круизов: старые негодные суда, плохой сервис, жадные судовладельцы. А ведь официальное расследование показало, что причиной катастрофы стал человеческий фактор плюс недобросовестное выполнение своих обязанностей одной конкретной компанией», - отмечают в своем письме президенту руководители "Инфофлота" - Александр Соснин (председатель совета директоров) и Александр Сахаров (гендиректор). В итоге, как подчеркивают эксперты, негативный имидж речных круизов, созданный и поддерживаемый средствами массовой информации, привел к значительному падению спроса на речные круизы. «Это приведет к тому, что судоходные компании не смогут выделять достаточное количество средств на ремонт судов; уменьшат или перестанут платить зарплату экипажам, что приведет к оттоку специалистов из отрасли», - уверены в компании.
В итоге уже в следующем, 2012 году, некоторые суда не выйдут из затонов. Таким путем отрасль придет к гибели, и если сейчас это не остановить, то через один-два года уже будет поздно, говорится в письме к президенту. «Речные круизы – важнейшая составляющая внутреннего туризма, для развития которого в последнее время государство прикладывает так много усилий. Путешествие на речном теплоходе – это возможность увидеть Россию изнутри, и побывать сразу во многих больших и малых российских городах», - подчеркивают в «Инфофлоте». В связи с этим руководство компании просит Дмитрия Медведева оказать поддержку речной круизной отрасли на государственном уровне, предлагая следующие шаги.
Во-первых, необходимо периодически проводить мероприятия государственного уровня на речных судах. Во-вторых, нужно выпустить на государственных телеканалах программы, посвященные путешествиям по российским рекам и озерам. «Наша компания готова предоставить для этой цели теплоход; наши специалисты готовы выступать квалифицированными консультантами по теме; никакой рекламы и упоминаний конкретной круизной компании не требуется», - подчеркнул Александр Сахаров. В-третьих, необходимо включить оказание имиджевой поддержки речных круизов в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». И в-четвертых, рассмотреть вопрос о создании программы льготного кредитования строительства речного круизного флота. Ведь за последние десятилетия в России не было построено ни одного круизного лайнера.
По мнению экспертов, учитывая глубину кризиса круизной отрасли, туроператор поступил совершенно правильно, направив Медведеву открытое письмо. Причем вполне возможно, что на такое письмо даже последует реакция. «Подобные открытые письма всегда вызывают общественный резонанс. А тут данная тема особенно актуальна не только туроператорам, занимающимся продажей речных круизов, но и обычным потребителям. Поэтому «Инфофлот» поступил верно, попытавшись привлечь к этой проблеме внимание руководства страны», - считает Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР). Как отметила собеседник, продажи круизов просели ещё в начале августа, причем не только из-за боязни туристов плавать на теплоходах, но и прессинга со стороны проверяющих органов. «Пошла повальная проверка всех судов, остановка теплоходов в портах на неопределенное время прямо во время круизов и т.п., из-за чего туристы просто не могли получить все услуги согласно договору. Естественно, многие решили не рисковать, и выбрали другой отдых», - добавила собеседник.
Авторы: Александр Гордиец П. Шариков