Катар: Рухнет туристический рынок – устоит ли, нам лично все одно
От двадцати до двадцати пяти миллиардов долларов намерен инвестировать в туристическую отрасль Катар. Перспективный план развития охватывает ближайшие 11 лет и приурочен к мировому футбольному первенству 2022 года, которое состоится в этой стране. Обо всем этом стало известно в понедельник из интервью с руководителем Национального управления по туризму Катара.
Благодаря неисчерпаемым запасам природного газа Катар давно и прочно удерживает звание генератора мировой экономики и страны, обеспечивающей самый высокий на планете уровень подушевого дохода. Все тот же газ стоит за совершенно откровенными стремлениями государства увеличить турпоток в страну. «Мы имеем в виду не только отельный бизнес, но и парки, достопримечательности и аттракционы»,- уточняет глава туристического ведомства Катара Ахмед Абдулла Аль-Нуайми (Ahmed Abdullah Al-Nuaimi), отвечая на вопросы журналистов агентства «Рейтер». В этом году к уже имеющимся 10 тысячам гостиничных номеров Катар добавит еще 5.5 тысяч, с перспективой довести гостиничный фонд до 30 тысяч номеров к 2013 году. Говоря об этом, Аль-Нуайми поясняет, что ежегодно страна будет прирастать пятью тысячами номеров. Такая тенденция будет поддерживаться вплоть до 2022 года. «Рынок постепенно пополняется крупными игроками с именем, в том числе четырехзвездочными брендами, которые соседствуют на сцене с поставщиками меблированных апартаментов. В ближайшие три года в районе Pearl появятся еще пять отелей: «Four Seasons», «Nikki Beach Hotel», один бутиковый отель. Не останется ни одного бренда, который бы ни был представлен в Дохе».
Среди других проектов развития отельного бизнеса отметим план развития городского центра (стоимость: 2 млрд. долларов), который изначально был выдвинут на реализацию еще в 2006 году, а в этом году будет частично сдан в эксплуатацию. В состав комплекса входят шесть отелей, среди которых «Shangri La» и «Rotana». Доха обзаведется собственным терминалом для круизных лайнеров, который войдет в состав недавно отстроенного морского пора (5.5 млрд. долларов). Терминал сможет одновременно обслуживать два-три круизных корабля, которые во время стоянки могут превратиться в плавучие гостиницы для гостей. Все это со слов Нуайми. «Все необходимые разрешения мы уже получили. Понадобится – добавим дополнительные службы. Всей необходимой инфраструктурой порт обеспечен». Кстати, для того, чтобы «начинить» туристический сегмент этой самой инфраструктурой, государство заложило в свой бюджет 2011-2016 гг. до 40 процентов поступлений, в том числе 11 млрд. долларов – на строительство нового международного аэропорта и еще 5.5 млрд. долларов на строительство морского порта для приема кораблей дальнего плавания.
Как говорит г-н Нуайми, страна сможет освоить любые отельные «сверх»-мощности, которые останутся после чемпионата 2022 года. «Когда предложение обгоняет спрос, голова разболится у кого угодно. Другое дело, что в нашем случае к тому моменту, который мы обсуждаем, у нас на полную мощность будет работать аэропорт, а это значит, пропускать 50 млн. человек. Тогда же мы создадим отдельный сегмент круизного мореплавания, сосредотачивая усилия на приеме круизных судов и операторов, прибывающих в Доху. Даже если наш аэропорт освоит только пять процентов мощностей (а это около 2.5 пассажиров в год), цифры будут потрясающие. «Главная проблема для нас сейчас заключается в темпах развития отельного бизнеса и туристической инфраструктуры в целом»,- добавляет Нуайми. «Чтобы добиться известного ускорения, уже сегодня мы работаем в тесном контакте с инвесторами. Мы совершенно не намерены тянуть до последней минуты. Пожалуй, это главный урок, вынесенный нами из Азиатских игр 2006 года, когда дотянули до последнего, а потом забегали-запрыгали. Да так, что некоторые проекты вошли в строй уже после закрытия игр. Думаю, мы у себя на сей раз до такого не дойдем». По словам Нуайми, Катар и сегодня по-прежнему не теряет надежды завоевать элитарный сегмент туристического рынка. Этим устремлениям не должны помешать даже игры 2022 года, которыми уже «запахло» в воздухе.
«Кому нужны все эти люди, рассчитывающие снять номер за 50 долларов и валяться целый день на пляже или слоняться в шортах с тюками на спине. Мы ориентируемся на совершенно другую аудиторию». Все последние пять-шесть лет мы вкладываем средства в строительство элитарных отелей и объектов инфраструктуры, суперсовременных конгресс-центров и музеев. И уж совершенно не воспринимаем этот сегмент исключительно с точки зрения пополнения казны»,- говорит Нуайми. Наш взгляд на ситуацию кардинальным образом отличает нас от соседей, которые в туризме видят только «кормушку» для бюджета. «Рухнет туристический рынок – устоит ли, нам лично все одно».
Автор: Всеволод Кораблев