Швейцария стремительно теряет «традиционных» туристов и привыкает к арабам, китайцам и индусам
Что такое хорошо, и что такое плохо? И продолжает ли «тетя Эльза гостить у нас в Берне, Швейцария», как об этом телеграфировал когда-то пастор Шлак? Эти вопросы напрашиваются сами собой, когда речь идет о швейцарском франке, чей высокий курс (по отношению к евро) подрывает страну на мировом туристическом рынке. Уже этим летом швейцарские Альпы не досчитаются потенциальных туристов. Что же касается отрасли в целом, то на сегодняшний день ей приходится разруливать ситуацию совершенно иного рода.
По сведениям «NZZ am Sonntag» (Neue Zücher Zeitung) вся горная Швейцария тяжело переживает уход немецких туристов, которых она не досчиталась 8.6% (2.461 человек и 272 суток не состоявшегося проживания в отелях). Далее следуют голландцы, которых в январе-мае стало меньше на 8.5% (361 человек, 897 ночевок) и бельгийцы, популяция которых сократилась на 8% (311 человек, 390 ночевок). «Почетное» четвертое место досталось туристам из Великобритании, которых стало меньше на 6% (760 человек, 246 ночевок). Итальянцы решили, что им и своих альпийских курортов вполне хватает. В итоге Швейцария превратилась в автомобильный транзит.
Торгующийся на высоком уровне швейцарский франк заставил туристов платить на 25% больше за курортные прелести этого лета. В кране тяжелом положении, все по той же причине резкого удорожания товаров и услуг, оказался сегмент предварительной брони (а это, прежде всего, групповые туры). Пришедшая на помощь Россия, чье присутствие в Швейцарии выросло на 11.7% (+258 человек, 842 ночевки), не смогла залатать образовавшуюся брешь. В настоящее время Швейцария наблюдает массовый исход своих же граждан, которым никогда раньше не нужен был ни берег турецкий, ни Африка, ни Европа. Сегодня они же ринулись в соседнюю Австрию, где и травка зеленеет, и горы высоки. Да и цены, не в пример отечественным, низкие. Помимо Австрии, теперь швейцарцы отдают предпочтение Германии, а также курортам Средиземноморья. Как пишет ранее упомянутая NZZ, «сегодня в целях экономии граждане Швейцарии едут за рубеж, где проявляют чудеса щедрости, скупая одежду, обувь, еду и машины, и все это по другую сторону границы».
Признавая ключевую роль зарубежной клиентелы, Глава швейцарского туризма Йорг Шмид (Jürg Schmid) вынужден признать, что нынешняя ситуация вряд ли открывает дорогу к мгновенным переменам в лучшую сторону. Особой популярностью Швейцария пользуется у китайских туристов, которые в этом году выросли на внушительные 35%. Другое дело, что китайцы выбирают Цюрих и Люцерн, куда съезжаются ради шопинга. Так что они вряд ли смогут сколько-нибудь существенно компенсировать дефицит, образовавшийся этим летом в связи с оттоком туристов-«долгосрочников» из Германии и Великобритании.
Особенно тяжело пришлось таким регионам, как Тичино и Грисон, а также Валли и Берн. Отсюда уже во весь голос доносятся новости о резком сокращении персонала и закрытии одной тысячи отелей. В беседе с представителями Управляющего офиса «Hotellerie SUISSE» (Берн), эта статистика получила определенное подтверждение.
Около трети из пятитысячного «парка» швейцарских отелей нуждаются в срочном косметическом ремонте и модернизации. На языке цифр, речь идет о сумме, превышающей 1.3 млрд. швейцарских франков. «Конечно, техническое оснащение отелей нуждается в обновлении, но и без позитивных знаков тоже не обходится»,- говорит Генеральный секретарь «Swiss Hotellerie» госпожа Даксхоффер. Самые большие капиталовложения выпадают на долю пятизвездочных гостиниц. Иначе обстоят дела у двух- и трехзвездочных альпийских гостиниц, которым по-прежнему «не до жиру, быть бы живу».
На этом фоне с точностью до наоборот выступает Церматт со своими знаменитыми Маттерхорном и Интерлакеном, к которым следует добавить такой топ, как «Jungfrau & Eigner», да еще мощный азиатский рынок. На протяжении долгих лет одним из ключевых доноров летнего туризма в Церматте была Япония. Сейчас на это не приходится рассчитывать. В силу известных причин, разумеется.
Как рассказывает Генеральный директор «Zermatt Rail Travel» (ZRT), Андрэ Пелле, сегодня локомотивами местной туристической индустрии считаются Индия и Китай. Обе регулярно наращивают свои турпотоки. Именно с видом на эту клиентелу Пелле планирует расширить пакет туристических услуг, прежде всего за счет организации новых железнодорожных маршрутов в самых экзотических условиях. В частности, туристам предложат поездку на знаменитом «Ледниковом экспрессе». Маршрут стартует в Виспе (Валэ) и проходит на высоте 2.033 метра (6.670 футов) над уровнем моря через альпийский перевал, откуда продолжается до Сен-Морица. Среди других предложений –путешествие в «Бернина Экспресс» к озеру Комо, а также на «Палм экспресс» с конечной остановкой в Лугано.
На сегодняшний день Женева удерживает титул «швейцарской Мекки», адресованной туристам из арабских стран, привыкших подолгу (от 6 до 8 недель в год) задерживаться в этих краях. Что же касается событий, то самым популярным считается «Праздник/День Женевы», который отмечается в первую неделю августа. Вот когда арабские туристы съезжаются сюда со всей Европы, чтобы навестить друзей и родственников, встретившись с ними на берегах Женевского озера. Другое дело, что в этом году с его ранним началом Рамадана (1 августа), прежние тенденции отходят на задний план.
Ранний заход солнца заставляет гостей из арабских стран покинуть Швейцарию еще до наступления первого августа и срочно вернуться на родину (в страны Залива), где пост заканчивается на три часа раньше, чем по среднеевропейскому времени. Надо сказать, что ажиотаж, связанный с дефицитом билетов на рейсы из Женевы в страны Залива наблюдается уже давно. Женевским хотельерам и лавочникам остается только надеяться на то, что все эти туристы вернутся сюда в середине сентября.
Сегодня Женева занимает уверенные позиции на рынке, особенно в сегменте стран Персидского (Арабского) залива, где с января по май нынешнего года зарегистрирован стремительный (+36.4%) рост турпотока. По информации Управления по туризму Женевы, число туристов из стран Залива в мае выросло до 36.7% и обеспечило 42.458 ночевок в городских отелях. Привыкшие к тому, что в августе у них никогда не бывает свободных номеров, в этом году женевские отели вынуждены привыкать к ситуации принципиально иного свойства, еще проще, к пустующим койкам.
Авторы: Лилия Вигдорчик /ТУРПРОМ/ По материалам зарубежной прессы