Киргизия 2011: туристы, ау!
14.07.2011  15:49 20410

Киргизия 2011: туристы, ау!

Надежды на успешный туристический сезон 2011 года тают, как тает мороженое под палящими лучами Иссык-Куля. Иностранные туристы, в памяти которых по-прежнему свежи воспоминания годичной давности, сегодня получили новый повод к тому, чтобы забыть дорогу к жемчужине Киргизии, сообщает киргизское агентство «News Agency 24».

Пациент скорее жив…

В этом году зарубежные организации принялись реанимировать туризм Киргизии. В рамках соглашения «USAID», предусматривающего развитие местной инфраструктуры в сотрудничестве с туроператорами Киргизии и Казахстана, здесь запустили сразу несколько проектов, направленных на «разработку» территорий в окрестностях Иссык-Куля и, в конечном итоге, привлечение сюда максимального числа туристов. Причем, что интересно, ставка делается на «дальние страны», то есть на США, Европу и т.д.

Целый ряд исследований, проведенных под эгидой организации, наводит на мысль, что в Киргизию туристы приезжают ради экзотики. Сервис не играет никакой роли, хотя тот факт, что здесь туристов встречает доброжелательный персонал, дружелюбные жители и полицейские, безусловно, в плюс. Ведь, как театр начинается с вешалки, так и курорт начинается с таможни. Первое, с чем сталкиваются иностранцы по приезде в страну, это грубость сотрудников таможенной службы. Не будем разливаться мыслями по древу, а адресуем читателя в Интернет, изобилующий рассказами и отзывами иностранцев на эту тему. Сразу после пересечения границы туриста ждет встреча с представителями государственной дорожно-патрульной службой, которая их «приятно» удивит своим не менее «любезным» отношением к гостям. На них машины с казахскими и российскими номерами действуют, словно красный цвет на быка», причем быстрее, чем можно себе это представить. Взмах жезла – и готово: с вас штраф, «дорогой» гость, гоните деньги. И таких «передвижников», кочующих по автотрассам, можно встретить где угодно, от Бишкека до Иссык-Куля. «Пока мы ехали на Иссык-Куль, нас несколько раз останавливали»,- вспоминает турист из Казахстана. «Я ехал с разрешенной скоростью, соблюдал правила дорожного движения. Причем меня все время обгоняли машины с киргизскими номерами, даже на горных перевалах, где, насколько мне известно, превышение скорости категорически запрещено. Непонятно почему, но полиция им все разрешала. Помножьте две-три сотри сомов на все эти посты ДПС – сумма приличная сама по себе, плюс бензин, еда…»

Им бы в небо … 

Насмотревшись, наслушавшись и начитавшись всего этого, USAID запустила проект организации регулярных прямых рейсов из Алматы в Тамчи. Дело не только в экономии времени. Главное, что беспосадочные перелеты сводят к нулю общение туристов с киргизской дорожной полицией. «Билет на самолет в оба конца стоит около 170 долларов. На автобусе, естественно, дешевле – почти в шесть раз (30 долларов), но нужно трястись в дороге семь часов, а авиарейс занимает около часа»,- рассказывает руководитель туристического агентства «Удивляйтесь, путешествуйте и отдыхайте» Мирали Мухамедзиев, поддержавший в числе многих введение постоянного прямого авиатрафика.

По мнению Мирали, пока что туроператоры и не мечтают заработать на этой инициативе хоть сколько, но в будущем такая перспектива не исключена. «Пока что у рейсов отрицательное сальдо, билеты идут за полцены. Но мы вынуждены идти на это только ради того, чтобы туристы почувствовали «две большие разницы»,- добавляет он.

Как говорит Вице-губернатор Новосибирской области (Россия) Валерий Сичихин, местные власти также изучают перспективу открытия перелетов по маршруту Новосибирск-Тамчи-Новосибирск. «Не так давно на Иссык-Куле побывали парламентарии из Ирана. Они также поставили вопрос об открытии регулярного воздушного сообщения с регионом, - рассказал Валерий Сичихин.

Нахальство – второе счастье

Летать, а не трястись семь часов кряду в автобусе, это комильфо! С этим трудно поспорить, тем более что таким образом есть шанс снизить аварийность на дорогах. Но проблемы все равно остаются. Будем надеяться, что авторы и организаторы нового проекта справятся с сотрудниками ДПС, вооружившись этой инициативой. А как быть с персоналом, занятым в системе общественного питания и в гостиничном секторе? Корреспондент новостного агентства «24.kg» на своей шкуре убедился в том, что правило «клиент всегда прав» перестает быть аксиомой, стоит только оказаться на территории Киргизии. «Почему в персонале гостиниц и пансионов столько хамства и грубости, причем, чем дороже заведение, тем наглее сотрудники?» - недоумевала одна из казахских журналисток. Увы, но ее слова не расходятся с делом. Чтобы не потерять лицо, журналистов поселили в одном из самых дорогих отелей в окрестностях Иссык-Куля. Но и это не помогло. За ужином выяснилось, что на высоком уровне в отеле находятся только цены, но никак не сервис. Сервис в ресторане, не вдаваясь в подобности, оставлял желать много лучшего. Официант то и дело впадал в «склероз», забывая выполнить заказ, путал блюда и их порядок. Порой складывалось впечатление, что он не выполняет свои служебные обязанности, а делает большое одолжение, обслуживая туристов. Зато какое удовольствие наблюдать за тем, как работают в маленьких кафе и ресторанчиках: персонал ведет себя очень душевно, готов откликнуться на вашу малейшую просьбу. Угрозу таким кафе представляет местная молодежь. Напившись, они начинают приставать с претензиями к другим посетителям, а иностранцам просто указывают на дверь, чтобы те выметались прочь. Местные власти вынуждены признать, что столкновения между туристами и жителями происходят с завидным постоянством. «Но,- поспешил возразить глава районной администрации Иссык-Куля Нурлан Насреддинов в интервью «24.kg»,- они не носят массовый характер».

Что киргизу хорошо, то казаху….

Несмотря на все попытки продвинуть туризм внутри Киргизии и привлечь иностранных туристов, «потребители» туристического сервиса в массе своей представлены гражданами Казахстана. Сегодня киргизские туроператоры делают основную ставку на жителей соседних республик. Но у Казахстана в арсенале и так своих курортных мест немало. Например Алакол – озеро с уникальным минеральным составом воды, которую прописывали всем советским космонавтам, приезжавшим сюда на послеполетную реабилитацию.

«Так-то это так, что привычка – вторая натура, вот мы и едем по инерции на Иссык-Куль»,- говорит житель Казахстана Игорь Матвеев. «Все мы хоть раз побывали здесь еще в детстве. Сейчас, правда, условия несколько изменились. Если раньше я мог приехать сюда налегке и снять где-нибудь койку, сейчас я сам стал отцом, поэтому мне нужно хорошенько продумать, куда ехать с детьми отдыхать, чтобы это было место, где все устроено и обустроено. Да и вопросы безопасности значатся для нас теперь в числе ключевых. В прошлом году, в силу известных событий, нам не пришлось приехать сюда. В южных регионах Киргизии было неспокойно, и мы побоялись, что вся эта «политика» перекинется на север страны». Матвеев рассказывает, что и в этом году его семья побоялась ехать в Киргизию. Перед родителями встал выбор: либо отдых в третьей стране, либо на родине в Казахстане. «Если беспорядки в Киргизии продолжаться, казахи сто процентов предпочтут свои курорты»,- сказал он.

Ломать не строить

Местные власти клянутся принять, как они говорят, «беспрецедентные меры безопасности». И такие усилия действительно предпринимаются, но и они не в состоянии ни предупредить,  не прекратить другую чрезвычайную ситуацию, не меньше «прославившую» «бунтующую» республику, которая и так уже засветилась на международной арене.

Речь идет об инциденте, который имел место 4 июля в деревне Бостери. Тогда в уличной потасовке между местными жителями и сотрудниками GUBOPiK погиб один человек, а еще двое получили ранения. Закончилось все тем, что то ли 200, то ли 500 (по разным источникам) сотрудников этой организации перекрыли трассу Бишкек-Караколь. По информации Министерства внутренних дел, люди забрасывали камнями проезжающие машины, избили Начальника Иссык-кульского районного управления внутренних дел и главу местной администрации. Последний, впрочем, во время пресс-конференции отрицал факт своего избиения. Но горькое послевкусие осталось. По информации казахских туроператоров, туристы, отдыхавшие в тот момент на знаменитом озере, в массовом порядке аннулировали уже начавшийся отпуск. Особо впечатлительные натуры вообще отказались ехать на Иссык-Куль и сдали путевки.

Вот и получается, что «заграница нам поможет»: кроме иностранцев продвигать туризм и привлекать клиентов Киргизию некому, а значит, только им одним и под силу развивать киргизскую экономику.

Авторы: Всеволод Кораблев Лилия Вигдорчик /ТУРПРОМ/ По материалам зарубежной прессы

Подписаться на новости