Южная Италия: вперед в прошлое
Неаполь
01.07.2011  11:15 11016

Южная Италия: вперед в прошлое

Эту землю называют своей родиной Армани, Прада и Гуччи. Здесь появился на свет  Версаче. Отсюда в путешествие по всему миру отправились пармская ветчина, калабрийская колбаса, салями, паста, вина и оливки. Италия «поставляет» на экспорт ученых, исследователей, художников, архитекторов, святых, музыкантов, писателей, сатириков, поэтов и историков. Джованни Аньелли дал начало «ФИАТ»у. Антонио Бернедетто Карпано начал выпуск вермута и аперитива. А Бартолемо Кристофори и вовсе придумал рояль. Наверное, кинематограф бы выглядел куда более убого, не освети его своим талантов Рудольф Валентино, Марчелло Мастрояни, Джина Лолобриджида и Софи Лорен. Весь этот долгий и прославленный послужной список, сопровождающий на протяжении веков итальянскую историю, настолько запудривает мозги туристам, что те совершенно не ощущают социально-экономической и культурной пропасти, разделяющей страну на юг (обычно имеется в виду все, что находится ниже Рима) и север. Дошло до того, что римляне и заседающее в Вечном городе руководство страны, извечно обращающее свои взоры на север, уже воспринимает Италию в виде суммы двух совершенно самостоятельных территориальных общностей.  

Век живи, век учись

В 90-е годы прошлого теперь уже века Италия вошла в приподнятом настроении. Еще бы! Член европейского валютного союза, она ввела у себя евро в качестве государственной денежной единицы, что сразу пришлось по душе северянам, приветствовавшим доступ к новым технологиям, конкурентоспособность и выход товаров на мировые рынки, и утроившим свои усилия ради достижения положительного внешнеторгового сальдо. Стоящие во главе северных территорий политики и управленцы предприняли серьезные попытки взять под контроль теневиков, уводящих из казны налоги, повысить качество образования и уровень жизни своих граждан. Увы, но финансовое и социальное благополучие, к которым устремилась северная Италия, прошли мимо южан, которые и сегодня по уровню жизни застряли в шестидесятых годах прошлого века.  

Не корысти ради

Стремясь  максимально сократить разрыв между севером и югом, правительство Италии при поддержке Евросоюза, ввело серию грантов для южных областей. Финансовая поддержка распространяется на целый ряд программ. В итоге с 2000 по 2006 годы европейцы «закачали» в итальянскую экономику около 27.4 млрд. евро, адресованных самым отстающим в своем развитии территориям. Это регионы Базиликата, Калабрия, Кампания, Молизе, Сардиния и Сицилия.  

Среди проектов, реализованных при финансовой поддержке ЕС на юге, следующие:

• Финансирование 20,000 компаний
• Увеличение с 24% до 70% компаний, подключенных к Интернету
• Увеличение с 11% до 32% семей, имеющих доступ к Интернету
• Строительство и реконструкция 350 км железнодорожного полотна
• Строительство 690 км дорог
• Строительство новых зданий аэропортов в Бари, Катании и Кальяри
• Модернизация технических средств аэронавигации
• Усовершенствование системы утилизации домашних отходов: 9 млн. человек получили доступ к раздельному складированию мусора
• Вступление в строй еще 63 предприятий по переработке отходов
• Поддержка культурно-исторического наследия южных регионов: финансирование 563 проектов

Во спасение туризма
Усилия Евросоюза не прошли даром: с 2006 по 2006 год въездной турпоток в южную Италию вырос на 20 процентов. Правда, в 2006 году из почти 17 миллионов человек, посетивших эту часть страны, доля иностранцев не дотянула даже до трети (для сравнения: в туристической популяции, зарегистрированной в центральной и северной части Италии этот показатель составил 50 процентов). Далее: если в 2003 году юг Италии заработал на иностранном туризме 4.2 млрд. долларов, то за тот же год и от них же Греция получила 10.8 млрд. долларов, Турция – 10.6 млрд. долларов, а Испания – все тридцать с половиной миллиардов зеленых. Читателю, пожалуй, будет небезынтересно узнать, что деление Италии на северную и южную части носит исключительно историко-географический характер, и никоим образом не отражает официальную статистическую доктрину. В этом случае имеется в виду вся южная половина Италии. Другое дело такой термин, как «Юг Италии», подразумевающий отдельную строку в государственной отчетности, в том числе при подсчете голосующих на тех или иных выборах. В этом смысле имеются в виду следующие области и главные города:

Абруццо – Аквила, Рескара, Кьети, Сулмона
• Апулия (Пулья)  – Таранто, Барлетта-Андрия-Трани, Бриндизи, Фоджа, Бари, Лечче• Базиликата  – Потенца, Материа, Метапонто, Маратеа, Поликоро
• Калабрия – Катанцаро, Реджо Калабрия, Кротоне, Тропеа, Козенца, Сквиллачеб Бадолато
• Кампания – Неаполь, Амальфитанское побережье, Помпеи, Сорренто, Салерно, Казерта
• Молизе – Кампобассо, Изерния, Ларино, Термоли, Аньоне

К сожалению, и сегодня Медзоджорно (как еще называют юг) продолжает проигрывать практически по всем направлениям итальянской жизни.  Об этом пишет в своей статье журнал «The Economist» из Санта Тереза ди Галлура. В 1996 году показатель ВВП по Ломбардии составил 131% от среднестатистического по ЕС, тогда как расположенная в южной части Италии Калабрия не смогла подняться выше 60 процентов. Среди 50 итальянских городов-«миллионеров» (с точки зрения экономики) нет ни одного, который был бы расположен на юге. Зато список 50 беднейших городов страны целиком и полностью представлен именно южанами. В 1996 году уровень безработицы здесь составлял 21%, что почти троекратно превышает этот показатель для севера и центра. По данным на 1996 год в Кампании из десяти молодых людей семь человек не имели работы.

Торговые палаты берут туризм на буксир
Сегодня к туризму все пристальнее присматриваются коммерческие палаты Италии. Цель – увеличить доходность отрасли. Специфика южной Италии заключается в очень резкой региональной диверсификации. Но при всех ярко выраженных региональных различиях, думы и чаяния руководителей этих организаций мало чем отличаются друг от друга.

Среди ключевых целей и приоритетов, обозначенных практически всеми президентами торговых палат, значатся следующие:

1. Нарастить капитализацию увеличить источники сельскохозяйственного, или агротуризма

2. Пропагандировать взаимодействие и сотрудничество между различными сегментами местных экономик (имеются в виду хотельеры и владельцы (управляющие) постоялых дворов по типу «койка плюс завтрак»), рестораторы, историки, археологи, администрация, другие представители частного сектора)

3. Создать местному бизнесу новые источники получения дохода. Пока мировые бренды ориентируются на иностранных туристов, регионам следует для начала удержать туристические продукты в небольших объемах, но, главное, не дать выпустить их из рук своих предпринимателей

4. Разработать маркетинговую политику, направленную на продвижение своих туристических продуктов и услуг, с опорой исключительно на местные ресурсы. Медленно приходя к осознанию той роли, которую способен играть многоязычный туризм в Интернете, как и языковая подготовка персонала и рекламной информации в местах наибольшего скопления туристов, руководство отрасли по-прежнему уверено в том, что туристические направления «говорят сами за себя» и не нуждаются в дополнительной раскрутке.

5. Вместо того, чтобы расширять и модернизировать существующие туристические объекты, направить усилия на выявление и включение в список всех культурно-исторических достопримечательностей (даже тех из них, которые не очень-то «засветились» на протяжении веков), чтобы, таким образом, увеличить в целом «туристическую корзину», но одновременно сохранить у клиентов ощущение «подлинности» ощущений.

6. Почаще «бить» на круглогодично благоприятные погодные условия по всему региону

7. Сосредоточить усилия на целевых рынках (среди которых Россия), которые демонстрируют позитивное отношение к данному направлению и к данным условиям

Рост внутреннего туризма
Пока Египет и другие направления, популярные среди итальянских туристов, заняты выяснением политических отношений, что неизбежно переориентирует итальянцев на расположенные у себя же под носом собственные южные территории, ситуация на зарубежных рынках (в сочетании с сильным евро) негативно сказывается на объемах въездного турпотока из США в целом в Италию, и в ее южные регионы, в частности.

Помимо  ослабевшей американской валюты, традиционные туристические рынки (Италия не исключение) сегодня сталкиваются с проблемой расширения отпускных точек на мировой туристической карте, что неизбежно усиливает конкуренцию и осложняет борьбу за выживание. Моральный дух тоже способствует увеличению числа и разнообразию продуктов и услуг, предлагаемых сегодня гостям. Это, в свою очередь, укрепляет в сознании местной администрации и частного сектора уверенность в том, что им совершенно ни к чему гнаться за новыми моделями развития туризма, но продолжать делать ставку на исторически сложившиеся возможности рынка, которые и сегодня превалируют в южной Италии.

Опорные точки: внешний эффект и баста

Пейзажи Медзоджорно (южной Италии) столь потрясающи, а культурно-исторические достопримечательности настолько многочисленны, что грех жаловаться. Столбик термометра, если и поднимается до впечатляющих отметок, все равно сохраняет климатическую ситуацию в весьма комфортных пределах. Кухня и вина полны бесконечного разнообразия и изыска. Местные жители по-прежнему стесняются иностранцев, что не мешает им демонстрировать отзывчивость и очаровывать туристов. Другое дело, что нынешние культурно-исторические ориентиры на рост совершенно не стимулируют на изменение характера и содержания туристического продукта. Не влияет даже столь вожделенное увеличение числа рабочих мест и приток иностранной валюты в казну, которые неизбежно бы сопровождали увеличение объемов въездного турпотока. Местный бизнес сомневается в том, что ему выгодно «подвинуться»: с какой стати, вопрошают здешние предприниматели, мы должны делиться своими красотами и чудесами с чужаками?

Не отдых, а сплошные нервы
Поскольку общественного транспорта здесь как не было, так и нет, на дорогу выходят все, кому не лень. Можно себе представить тот, в лучшем случае,  хаос,  и постоянные риски и опасности, которые эта ситуация порождает в раскинутых по холмам городишках. Не лучше обстоят дела и на железнодорожном транспорте: график движения поездов корректируется по принципу: поезда сами по себе, пассажиры сами по себе. Что касается вокзалов и станций, то некоторые из них расположены неизмеримо далеко от нужного места. Информация (язык уже не имеет значения) отсутствует, а поиски желаемой точки, будь то историческая достопримечательность, ресторан или гостиница (если не считать крупных автомагистралей) превращается в задачу со многими неизвестными, которую и решать-то совершенно бесполезно. Большинство гостиничных учреждений, ресторанов, магазинов, музеев, крепостей и замков совершенно не приспособлены к приему лиц с ограниченными физическими возможностями, что фактически лишает эту категорию туристов возможности увидеть и познать неповторимую специфику региона.

С шестидесятых годов ХХ столетия, ставших «золотым веком» местного отельного сегмента, гостиницы совершенно не реконструировались ни снаружи, ни внутри. Туристы, которым страсть, как хочется окунуться в прошлое, будут полностью удовлетворены видов номеров и фойе с их мебелью, фурнитурой, оконными рамами, постельным и банным бельем, которые ни на один день не ушли вперед от той эпохи. Единственное нововведение, на которое «отважились» местные хотельеры, на минутку заглянувшие в 21 век, заключается в Wi-Fi-модулях, установленных в фойе, но только за отдельную плату.

Место под солнцем

Не отрицая того факта, что слово не имеет ни малейшего отношения к делу, о котором пойдет речь, в 1985 году Италия присоединилась к концепции агротуризма. Превращение ферм и сельских поместий в туристические объекты сулит доходы мелким сельхозпредпринимателям, которые в нынешних условиях совершенно не в состоянии тягаться с монстрами мирового рынка. В местном понимании, агротуризм подразумевает посещение сыроделен и изучение процесса превращения молока в традиционный итальянский продукт, а также оливок в масло, а винограда (вот, где главная интрига) в вино. По сути все сводится к созерцанию образа жизни здешних селян и селянок в самом его повседневном виде, лишенном стилизованного антуража, а-ля Диснейленд.

Предпочитающим естество туристам здесь предложат пожить на ферме (в доме предлагают постой и завтрак) где-нибудь на окраине городов и городков. Роскоши и какого-то исключительного комфорта здесь ожидать не приходится. Да это и не нужно. Ведь в обмен на отсутствие цивилизации здесь можно наслаждаться бесконечными видами моря и песка, зеленых склонов, усыпанных праздно слоняющимися парно- и непарнокопытными (вроде овец и коров). А потом, сидя на кухне, наблюдать за тем, как гордые своими талантами хозяева демонстрируют мастерство приготовления пасты, горы которой они подают в сопровождении тут же взятых у земли овощей и фруктов, да еще рыбы, пять минут назад плескавшейся в море. А потом следуют обильные вторые блюда из мяса (говядины, каплунов, цыплят, уток, гусей и свинины), которые никогда не знали полиэтиленовых и прочих магазинных оберток.

Естественно, коль скоро речь идет о сельской пасторали,  туристу придется, в обязательном порядке, во-первых, взять напрокат  автомобиль, и обсудить с хозяином, у которого он или она остановился на постой, список того, что нужно посмотреть и сделать в радиусе пары часов езды на велосипеде от ночлега. 

Пьяно-пьяно
Южная Италия так богата достопримечательностями, что «промчаться» по ней одним махом было бы непростительной ошибкой. Здесь и люди, и места, и вещи постигаются настолько медленно и постепенно, что пообедать или поужинать наспех, не посидев за столом, как минимум, часа три, значит, оскорбить повара. В одиночку сюда ехать тоже не следует. Веселая кампания – это императив, без соблюдения которого вам никогда не удастся заглянуть в самые сокровенные уголки собственной души, чтобы перенять неповторимые ощущения. А их здесь масса, и они сопровождают путешественника на всем протяжении его маршрута.

Авторы: Лилия Вигдорчик /ТУРПРОМ/ По материалам зарубежной прессы

Подписаться на новости