Места туристов на Джербе заняли ливийские беженцы
Закрытые отели и кафе без единого клиента: на пике туристического сезона знаменитый своими курортными развлечениями тунисский остров Джерба оказался совершенно не у дел. Затишье, впрочем, видимое. Места европейских и российских туристов, в которых здесь никогда не испытывали недостатка, заняли ливийские беженцы, хлынувшие мощным потоком и превратившие этот рай для туристов в кромешный ад.
Для 125 тысяч жителей этого средиземноморского острова в белых домиках с синими ставнями, 80% которых прямо или опосредованно «кормятся» за счет туризма, арабская весна предстала в самом угрюмом виде. В кафе «Гавана», что на пристани, иностранных туристов можно по пальцам пересчитать: удалось набрать посетителей на пару столиков, укрытых от ветра и дождика. Вместо музыки, обычно наполняющей атмосферу, - круглосуточное «капание на мозги» «Аль-Джазиры» по спутниковому телевидению, от которой настроение никак не хочет улучшаться. «Наши ливийские клиенты просят не выключать»,- объясняет официант Тарек Фригуи.
Тунис стал «гвоздем программы» практически всех мировых и местных СМИ еще в январе, когда народное восстание свергло засидевшегося в своем кресле президента Зина Эль Абидина Бен Али. Сегодня настала очередь Ливии, откуда растущее недовольство простых жителей при поддержке натовских ВВС гонит тысячами собственное население. По информации Министерства внутренних дел Туниса, начиная с середины февраля, свыше 70 тысяч ливийцев пересекли совместную границу с Тунисом, часть беженцев осела на Джербе. Но бары и кафе их не интересуют, да и та горстка европейских туристов, которая отважилась приехать сюда, тоже здесь не замечена. Сказывается активность туроператоров, которые, не желая ставить под угрозу выполнение собственных обязательств и доходов, в спешном порядке вывозят их «пачками» на побережье и отправляют в морские круизы. «Заказали автобусы и отвозят европейцев из гостиниц прямо на корабли»,- жалуется Фригуи, по мнению которого, на Джербе туристам не угрожает никто и ничто. «В прошлом году бывали дни, когда мы за одно утро зарабатывали тысячу динар (ок. 500 евро)»,- ностальгирует он. «В этом году едва удается наскрести на 200 динар… А ведь раньше я чаевые такие делал».
Из 67 отелей Джербы «26 должны были открыться в апреле, когда на острове начинается летний сезон, но они так и стоят под замком»,- говорит руководитель местной ассоциации хотельеров Джалел Бурича. И, что интересно, ливийские беженцы не имеют ни малейшего отношения к приписываемому им дефициту доходов в туристической отрасли, которая перестала приносить деньги в национальную экономику, потерявшую в результате 7.8% в первом квартале нынешнего года. Ведь ливийские беженцы, заполонившие Джербу, оказались здесь исключительно ради самосохранения, а вовсе не для развлечений. «У ливийцев всегда одни и те же вопросы: не взломают ли машину, не поколотят ли их детей, можно ли выйти на улицу или это опасно для жизни»,- говорит Макрам Дири, у которого на побережье находится в собственности около 30 доходных квартир. «Ливийцы у нас – это всерьез и надолго»,- резюмирует он.
Для их детей открыли отдельную школу, да и рынок, на котором продаются продукты из Ливии, ожил с появлением новых поселенцев. Впрочем, неунывающий Макрам по-прежнему держит высокую арендную плату за свое жилье, которое у него стоит от 1.200 до 2.000 динар в месяц. Единственное, в прошлом году он сдавал его туристам куда как дороже. «Чисто по-человечески, я не могу назначать обычную арендную плату за квартиру, которую сдаю людям, убегающим от пуль»,- говорит он.
В пятизвездочном отеле «Royal Garden» была замечена кучка бесцельно слоняющихся туристов из Европы: рискнули приехать и вот теперь наслаждаются грошовыми ценами, проживая в гостинице, вынужденной «дарить» себя за копейки. По словам одного из сотрудников, «сегодня в отеле проживают люди совершенно разного социального положения». А не далее как в прошло месяце, здесь несколько дней гостил бывший Министр нефтедобывающей промышленности Ливии Шукри Ганем (Shukri Ghanem): после выхода из подвергаемого обстрелу режима Моамара Каддафи, это его первая зарубежная остановка. На сегодняшний день в отеле проживают до 20 гостей из Ливии – не исключено беженцы из лагеря опального руководителя, переживающие здесь ураган, накрывший их родину.
Авторы: Игорь Мельник Лилия Вигдорчик /ТУРПРОМ/ По материалам зарубежной прессы