Сеть МГП поддержала инициативу ЕдРа
Идея перевести турагентства под полный контроль туроператоров, возложив на последних всю ответственность за деятельность первых, неожиданно нашла поддержку у части турбизнеса. С открытым письмом такого законопроекта единоросов выступила в понедельник управляющая компания сети «Магазин Горящих Путевок» (МГП).
Напомним, что в середине мая в Госдуму депутатом-единороссом Владимиром Головневым были внесены поправки в закон о туризме, согласно которым турагентства смогут продавать путевки исключительно от имени и по поручению туроператора, но не от своего собственного. Законопроект, возмутивший как турагентов, так и многих туроператоров, должен, по мнению единороссов, защитить широкие массы туристов от недобросовестных продавцов путёвок. По мнению наблюдателей, такой законопроект появился не случайно: в стране началась предвыборная гонка, и депутаты от правящего ЕдРа готовы заручиться поддержкой туристов как потенциальных избирателей, показав им свою всеохватывающую заботу. Причем даже в ущерб туристическому бизнесу…Кстати, данный законопроект является исключительно творчеством депутатов от Единой России, и к его разработке не имеют никакого отношения ни профильные ведомства, ни общественные организации в туризме, которые уже осудили эту инициативу.
Тем не менее, руководство МГП поддержало эту инициативу. «Требование для агентств работать только от имени и по поручению туроператора может стать инструментом регулирования и оздоровления туристической розницы, что в конечном счете приведет к структурированию, консолидации и большей стабильности всего туррынка», - считает гендиректор сети МГП Сергей Агафонов. При этом эксперт соглашается, что эти поправки в закон, безусловно, приведут к сокращению количества участников турагентсткого рынка, который, по разным подсчетам, оценивается в 12-18 тыс. фирм на сегодняшний день. «Однако это сокращение – эволюционный процесс развития отрасли, которая на сегодняшний день является одной из самых закрытых, непрозрачных и плохо регулируемых», - подчеркнул г-н Агафонов.
По мнению собеседника, отмена лицензирования привела к бесконтрольному разрастанию туристической розницы, в том числе во многом за счет недобросовестных или низкоэффективных агентств, ломающих рынок и сводящих на нет рентабельность турагентского вида деятельности как такового баснословными скидками прямым клиентам, и против которых давно,но безуспешно борется туристическое сообщество. «Именно за счет этого низового сегмента – низкоэффективных, непрофессиональных, демпингующих, с недостаточной «кредитной» историей у туроператоров фирм – и сократится турагентский рынок. В свою очередь сетевые объединения, как независимые, так и, естественно, операторские, а также давно и/или эффективно работающие на рынке самостоятельные агентства останутся на рынке, так как операторы заинтересованы в надежной дистрибуции», - считает Сергей Агафонов.
«Опасения по поводу сокращения конкуренции и как следствие повышения стоимости услуг для конечного потребителя вполне понятны, но по зрелом размышлении представляются необоснованными. Конкуренция должна развиваться за счет рентабельных, рыночно ориентированных, технологичных компаний. В противном случае розница и дальше будет следовать по экстенсивному пути развития: с практически нулевой доходностью, скидочными войнами, низким уровнем обслуживания, периодическими исчезновениями агентств с деньгами туристов и т.д., - поясняет г-н Агафонов. - Что же касается цен на услуги – они вернутся к рыночному уровню, так как «невидимую руку» Адама Смита еще никто не отменял».
Тем не менее, большинство экспертов туристического рынка придерживаются прямо противоположной точки зрения. На прошлой неделе Ассоциация Туроператоров России (АТОР) даже отправила открытое письмо на имя руководителя Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы, прося политика не допустить введения крепостного права операторов на агентства. «Такая форма взаимоотношений приведет к монополизации рынка, поскольку большинство мелких и средних агентств вынуждены будут прекратить свое существование, многократно усложнит механизм работы участников рынка. Потребитель же окажется в ситуации, ограничивающей его возможности выбора турпродукта или туристической компании, и, что наиболее важно, данная поправка не гарантирует защиту его прав в случае оказания некачественной услуги и/или банкротства туроператора», - пояснили в АТОР.
Возникает много вопросов к такому предложению и у юристов. «Во-первых, вносимые изменения накладывают ограничения на Гражданский кодекс, по которому турагенты могут продавать туры от своего имени. Это может существенно усложнить прохождения законопроекта. Посмотрим, как на это отреагирует правовое управление Государственной Думы», - отметил Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства «Персона Грата». Как пояснил эксперт, сейчас туроператоры и так вправе наделять своих турагентов полномочиями действовать от своего имени, закон никак не ограничивает такую возможность. «Вопрос, почему рынок такую возможность не использует? А причина в следующем: туроператоры не рискуют давать турагентам, деятельность которых они не могут контролировать, такие полномочия. Ведь если турагенты будут действовать от имени туроператора, то все сделки, которые ими будут совершаться, будут напрямую заключаться между оператором и туристом. Поэтому если турагент, например, не перечислит оператору полученные от туриста денежные средства и банально с ними скроется, у туроператора всё равно останется ответственность перед туристом», - пояснил эксперт. Поэтому, как полагает г-н Мохов, даже с внесением изменений в закон, туроператоры не будут спешить давать агентам такие полномочия.
НАША СПРАВКА: На сегодняшний день в России работает около 15-18 тыс турагентств. Хотя их точного учета в стране не ведётся, их количество можно оценить косвенным образом. Например, в добровольном реестре турагентств, который ведет РСТ, сейчас зарегистрировано около 9.4 тыс. турфирм. По оценкам экспертов, это примерно половина рынка. Что касается количества операторов, то согласно Единому реестру туроператоров Ростуризма, их насчитывается около 1.9 тыс. по выездному туризму с гарантией на 30 млн руб., 36 - с гарантией на 60 млн руб., и 38 туроператоров - с гарантией на 100 млн руб.
Автор: Петр Борисов