Туроператорам предложено разделить ответственность агентов, а турагентствам «лечь» под туроператоров
17.05.2011  14:32 9044

Туроператорам предложено разделить ответственность агентов, а турагентствам «лечь» под туроператоров

В стране началась предвыборная гонка, и депутаты от правящего ЕдРа готовы заручиться поддержкой туристов как потенциальных избирателей, показав им свою всеохватывающую заботу. Причем даже в ущерб туристическому бизнесу…

Так, вчера в Госдуму депутатом-единороссом Владимиром Головневым были внесены поправки в закон о туризме, согласно которым турагентства смогут продавать путевки исключительно от имени и по поручению туроператора, но не от своего собственного. Законопроект, возмутивший как турагентов, так и многих туроператоров, должен, по мнению единороссов, защитить широкие массы туристов от недобросовестных продавцов путёвок. Действительно, за последние пару лет, с момента начала кризиса, на туристическом рынке обанкротилось немало турагентств, многие из которых при этом «кинули» своих клиентов. Например, в 2009 году прекратила работу, не рассчитавшись с клиентами, петербургская сеть «Мир без границ», в том же году обанкротилась известная сеть турагентств «Куда.ru».

Однако для турбизнеса такая инициатива не несёт ничего хорошего, и против неё выступают как турагентства, не желающие попасть в зависимость от туроператоров, так и многие туроператоры, не желающие отвечать за действия турагентов. «На данный момент Гражданский Кодекс России позволяет работать субъектам туррынка как от имени туроператора по его поручению, так и от собственного имени. Однако в основном агенты работают от собственного имени. Поэтому инициатива депутатов по запрету продаж от собственного имени существенно сузит агентский рынок. Тем не менее, мы понимаем необходимость регулирования агентского рынка, и выступаем за введение мер по его регулированию, но они должны быть адекватными. Одна инициатив по данной проблеме – это введение реестра», - считает Юрий Барзыкин, вице-президент Российского Союза Туриндустрии (РСТ). Как пояснил эксперт, на текущий момент предложенный запрет является неконструктивным решением данной проблемы, и приведёт лишь к уходу агентов в серые схемы.

Возникает много вопросов к такому предложению и у юристов. «Во-первых, вносимые изменения накладывают ограничения на Гражданский кодекс, по которому турагенты могут продавать туры от своего имени. Это может существенно усложнить прохождения законопроекта. Посмотрим, как на это отреагирует правовое управление Государственной Думы», - отметил Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства «Персона Грата». Как пояснил эксперт, сейчас туроператоры и так вправе наделять своих турагентов полномочиями действовать от своего имени, закон никак не ограничивает такую возможность. «Вопрос, почему рынок такую возможность не использует? А причина в следующем: туроператоры не рискуют давать турагентам, деятельность которых они не могут контролировать, такие полномочия. Ведь если турагенты будут действовать от имени туроператора, то все сделки, которые ими будут совершаться, будут напрямую заключаться между оператором и туристом. Поэтому если турагент, например, не перечислит оператору полученные от туриста денежные средства и банально с ними скроется, у туроператора всё равно останется ответственность перед туристом», - пояснил эксперт. Поэтому, как полагает г-н Мохов, даже с внесением изменений в закон, туроператоры не будут спешить давать агентам такие полномочия.

Помимо этого такой закон сильно сузит рынок. Ведь резонно предположить, что давая агенту полномочия представителя, оператор будет настаивать на запрете турагенту продавать туры других операторов, по крайней мере, напрямую с ним конкурирующих. «Если же кто-то решится давать такие полномочия, то, наверняка. будет требовать от агентов неких депозитов, либо иной формы финобеспечения ответственности», - отметил Георгий Мохов. При этом с турагентов фактически снимается вся ответственность. «Из вносимых поправок непонятно, за что будут отвечать агентства. Например, сейчас агентства отвечают за правильный сбор документов, за своевременную их подачу, и ещё много другого входит в наши обязанности. И я не думаю, что операторы захотят брать всё это на себя, заключая через турагентов договоры с туристами, где вся ответственность ложится на операторов», - считает Анна Вацовская, директор по продвижению управляющей компании сети «Горячие туры».

НАША СПРАВКА: На сегодняшний день в России работает около 15-18 тыс турагентств. Хотя их точного учета в стране не ведётся, их количество можно оценить косвенным образом. Например, в добровольном реестре турагентств, который ведет РСТ, сейчас зарегистрировано около 9.4 тыс. турфирм. По оценкам экспертов, это примерно половина рынка. Что касается количества операторов, то согласно Единому реестру туроператоров Ростуризма, их насчитывается около 1.9 тыс. по выездному туризму с гарантией на 30 млн руб., 36 - с гарантией на 60 млн руб., и 38 туроператоров - с гарантией на 100 млн руб.

Авторы: П. Шариков Екатерина Александрова

Подписаться на новости