Эмпайер стейт билдинг празднует восьмидесятилетие: как все начиналось
Десять миллионов кирпичей, пятьдесят семь тысяч тонн стали, семь миллионов человеко-часов, минимум пять погибших, - такова себестоимость небоскреба, которому и сегодня человечество не сыщет равных в мире по мощности эффекта, производимого на зрителя.
Восемьдесят лет прошло, а нью-йоркский Эмпайер стейт билдинг высится над планетой. Его обгоняет устремляющийся все выше и выше «молодняк», но, повторим, с тех пор, как 1 мая 1931 года, здание впервые предстало перед оцепеневшими от восторга горожанами и туристами, оно ни на йоту не уступило в имидже ни одной появившейся затем высотке.
Неизменный победитель «гонки шпилей», которому не изменяет ни один успешный предприниматель, Эмпайер стейт и задуман-то был как символ надежды и путеводная звезда для страны, обуреваемой Великой депрессией. С того незапамятного дня здание посетили свыше 110 миллионов туристов а к ним в придачу Кинг Конг, который здесь тоже отметился, хотя и в экранном варианте. Но и это все не главное. Потому что прежде всего строение высотой 1.454 фута увековечивает память тех 3.400 рабочих, которые с риском для собственной жизни всего за 13 месяцев подняли его с «граунд зироу». «Крутые парни» (в большинстве своем, эмигранты из европы и коренные жители америки индейцы-могавки) были увековечены в фотосессиях «мужская работа», отснятых в 1930 году фотографом Льюисом Уиксом Хайном. Неповторимые кадры запечатлели адский труд людей на высоте в четверть мили над оживленными улицами Нью-Йорка. Работали без касок, подвесной страховки и сеток. Официально погибшими числятся пять человек, но неофициальная статистика называет около двенадцати смертей. Рабочий день начинался уже в половине четвертого утра. Всего за два доллара в час люди вкалывали до половины пятого вечера на тридцатиградусной жаре и в снегопад с ветром, когда столбик термометра опускался ниже нулевой отметки. «Не курорт, конечно, я бы ни одну другую работу не променял на эту»,- резюмировал настроения, царившие на стройке, монтажник Виктор Гослин. «Иной раз смотрю вниз на таксистов. Не хотел бы я сидеть за баранкой, как они, снующие между машинами, туда-сюда, туда-сюда. Заглядишься, и все, уноси готовенького».
Автор: Лилия Вигдорчик