Мертвый сезон: Восточная Африка теряет туристов
Пасхальные каникулы близятся к завершению, а с ними и райские дни, когда пляжи Восточной Африки и Индийского океана, как и стоянки сафари в национальных заповедниках заполняли свои и чужие (из соседних районов и из-за рубежа) туристы, потянувшиеся к себе домой.
Оценивая нарастающий «выездной» турпоток, владельцы отелей уже выразили свою обеспокоенность состоянием занятости своих заведений с мая по июль. Так, о значительном простое гостиничных номеров заговорили хотельеры прибрежных курортов от Малинди до Укунды, а также Танзании, и даже Занзибара. Ряд курортно-гостиничных комплексов вообще планируют закрыться на «профилактику» - намерение, за которым правильнее будет усмотреть скудные заявки, не рентабельные с точки зрения работы целого учреждения настолько, что их хозяева предпочли потратить это время на уборку и ремонт, а своему персоналу предоставить полагающийся по закону ежегодный отпуск.
Одним словом, по всей Восточной Африке наблюдается традиционное для этого времени года затишье, когда рынок утопает в специальных предложениях от бизнеса, стремящегося привлечь сюда местных туристов, активизировать спрос и увеличить наполняемость гостиничных номеров. Все, как всегда, если не считать новых проблем, которые в этом году вновь обуревают местные курорты. Туристов, возможно, и удастся завлечь, но растущие цены на топливо и потребительские товары заберут на себя внушительную часть содержимого из кошелька тех, кто может сюда приехать, но, пожалуй, прежде хорошенько подумает, а стоят ли того эти пляжи и эти заповедники. Скепсису добавят и цены на услуги авиакомпаний, которые сегодня тоже отчаянно борются с взмывшими вверх ценами на топливо. С окончанием пасхальных каникул перестает действовать специальное предложение ол-инклюзив от компании «Kenya Airways», которое распространялось на рейсы от Найроби в Момбасу, Малинди и Кисуму. Цены возвращаются на круги своя, и главные конкуренты «Кения Айрвейз» на внутреннем рынке «Fly 540» и «Jetlink», пристально изучающие конъюнктуру рынка, уже поговаривают о сокращении рейсов или перевозках на малых воздушных судах, чтобы покрыть растущую расходную часть своих бюджетов в ответ на подорожание керосина.
Еще несколько недель назад «Air Uganda» объявила о своем решении приостановить выполнение ряда транзитных рейсов из Энтеббе через Момбасу в Занзибар. Фактически речь идет о временном уходе с рынка в отсутствие спроса, характерного для наступившего «по графику» мертвого сезона. Уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что ее примеру последуют все без исключения авиаперевозчики, имеющие внушительный объем в отпускном сегменте.
Не столь убедительно в этом году будут выглядеть горячие предложения от отелей, курортов и сафари-стоянок, да и владельцам этих заведений трудновато будет делать заманчивые предложения, если учесть, что затраты на их содержание в полной мере ощутили на себе резкий рост базовых расценок. К примеру, по сравнению с прошлым годом резко подорожало обслуживание и использование электрогенераторов, установленных на сафари-стоянках и в палатках. Плюс, выросла стоимость продуктов питания. Это значит, что ни о каком внушительном сокращении базовых тарифов говорить не приходится.
Иностранные туристы жалуются на дороговизну авиатоплива, утверждая, что рост цен напрямую отразился на стоимости отпускных пакетов, как гром среди ясного неба свалившегося на головы прежде всего тех, кто пользуется услугами «дальней» авиации из главных европейских аэропортов, а сегодня попал в засаду на «большой дороге». Ее устроили, прежде всего, Египет и Тунис, чьи курорты на побережье Средиземного и Красного морей расположены на линии Европа – Восточная Африка и при этом на полпути между ней и ключевыми европейскими рынками, отчего «отцы» восточноафриканского туризма потеряли всякий покой и сон. Появились сообщения о том, что египтяне и тунисцы кое-где на 50% снизили стоимость своих предложений относительно прошлогодних цен, а вообще средний размер скидки находится в пределах 25-30%, чтобы оттянуть на себя тех колеблющихся туристов, которые вынуждены считать свои евро и доллары.
Значит, пришло время, когда Восточная Африка должна провести серьезную ревизию своих туристических продуктов, оценив качество отелей, курортов и сафари-стоянок, чтобы выработать совершенно четкие решения, направленные на улучшение, переоснащение и модернизацию своего рынка, без которых невозможно привлечь туристов, ориентированных не просто на хороший отдых, но на приезд в такие уголки мира, как все та же Восточная Африка, столь успешно сочетающая в себе природное разнообразие, национальные заповедники и отменные пляжи, одним словом все те точки дифференциации, на которые предстоит сделать ставку Кении, Танзании, Уганде и Руанде.
Авторы: Лилия Вигдорчик /ТУРПРОМ/ По материалам зарубежной прессы