Китайские туристы стали главными шопоголиками Европы
28.02.2011  09:47 5254

Китайские туристы стали главными шопоголиками Европы

Начиная с прошлого лета, новая, на сей раз китайская, популяция фанатов безналогового шопинга «бродит» по Европе. Одна покупка тянет в среднем на сумму, в два раза превышающую ту, что здесь оставляли их «коллеги» из России. А ведь было время, когда россияне осаждали Европу, скупая здесь впереди планеты всей «люкс» бренды, причем только подлинного происхождения. И вот теперь китайские туристы оттеснили их на второй план в сегменте «НДС-фри».   

«По сравнению с 2009 годом, в 2010 году среднестатистический турист из Поднебесной на 107% увеличил траты на товары народного потребления. Речь идет о сегменте, который подразумевает возврат налогов с каждой покупки на территории иностранного государства при пересечении границы на пути домой. В итоге в сентябре «дельта» между 2009 и 2010 годом составила беспрецедентные 130 процентов». Мы приводим комментарии, которые предоставил Манелик Сфец (Manelik Sfez), занимающий пост вице-президента по международному маркетингу швейцарской «Global Blue». Как известно, компания специализируется на предоставлении услуг в области розничной торговли и налоговой «очистки».

Если же вычеркнуть шопинг как статью туристического бюджета, получится, что путешествие в заморские страны обходится китайцу в среднем в 2 тысячи евро ($3,502.5) с носа. Возвращаясь же к розничной торговли, заметим, что до 70 процентов средств, которые китайский турист вывозит за кордон, уходят именно на эти цели. Сегодня в статистике «Global Blue», отведенной покупкам с возвратом НДС на зарубежных рынках, китайский потребитель занимает 17%, обгоняя россиян с их 15 процентами. В денежном выражении итоги 2010 года таковы: житель материкового Китая потратил в среднем 744 евро в безналоговом сегменте, то есть в два раза больше, чем турист из России(368 евро). Турист из США оставил в заграничных магазинах 554 евро, японец – 521 евро. Таковы данные «Global Blue».

Если так пойдет дальше, - прогнозирует Сфец,- то к 2020 году нынешний шопинг-тренд с налоговыми вычетами обратится в рынок, капитализация которого составит 5 млрд. евро. Все зависит от состояния китайской экономики и валютообменного курса, которые должны сохранить нынешний темп и направление движения.

В том, что Китай активно устремляется за пределы родного отечества, не последнюю роль играет высокий курс юаня, с одной стороны, и постоянный экономический рост, с другой стороны. На этом фоне безналоговая торговля служит одной из самых лакомых приманок, на которые клюют китайские туристы.

По данным Туристической академии Китая, в третьем квартале 2010 года страна должна выйти на 15.42 млн. туристов, выезжающих за рубеж. Это на 23.5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

Помимо 13 млн. сделок, регистрируемых ежегодно в безналоговом сегменте розничной торговли, компания обслуживает свыше 270.000 розничных продавцов, брендов и отелей, действующих на территории свыше 40 стран мира. Ее ежедневный клиентский пул составляет около 38 тысяч человек.

Наблюдая за тем, как европейские «купцы» отдают предпочтение китайским покупателям, превращая чувства в новую тенденцию на рынке, Сфец утверждает, что главное для бизнеса четко понимать, что он имеет дело с настоящими китайцами о двух руках, голове и ногах, а не машинами, обращающими, как заведенные, деньги в товар. «Они ведь всего лишь люди, и хотят знать. По расписанию прибывают поезда, прилетают самолеты. Запрограммировать себя на «поставку» очередной группы китайских шопоголиков практически невозможно. Да и вообще, речь идет о представителях очередной культуры, которым предлагается все тот же сервис, знакомый представителям прочих популяций: европейцам, американцам и японцам». Ради удовлетворения запросов все возрастающей популяции китайских туристов, компания привезла представителей европейской торговли в Китай, где те встречались с туроператорами, пытаясь определить настроения, которые царят на рынке. Как рассказал Сфец, в марте «Global Blue» пригласила группу представителей ведущих брендов класса «люкс» из Италии, Франции и Великобритании в Китай, где им была предоставлена возможность воочию убедиться в том, что из себя представляет китайский рынок и оценить его потенциал. 

Среди направлений, которым китайские туристы уделяют первостепенное внимание, значатся мода, ювелирные изделия и часы. Предпочтение отдается покупкам в крупных универмагах, обладающих большим диапазоном возможностей и ассортимента. Такие данные приводят аналитики "Global Blue».

Причем, как утверждает Сфец, китайский покупатель, в своей массе, не имеет ни малейшего представления  о том, что из себя представляет тот или иной бренд и откуда он вообще берет свое начало. «Предпочтение отдается классическим маркам, которые ни у кого не вызывают вопросов и лидируют по объему продаж».

Впрочем, как показало недавнее открытие, сделанное специалистами «Global Blue», китайские туристы могут начать активно «клевать» на бутиковую торговлю, известную  тем, что здесь продаются «люкс»-бренды, причем ограниченным тиражом.

«Мы как-то привезли в Швейцарию большую группу туристов из Китая, которая отправилась знакомиться с часовщиками  «Jaeger LeCoultre». Им очень все это пришлось по душе»,- вспоминает Сфец. «Европе, настроенной на улучшение отношений с китайским покупателям, я советую смотреть шире, не замыкаясь только в денежных рамках. Эти разноцветные бумажки никуда не денутся. Другое дело, прочный фундамент, на котором зиждется постоянство и который исключает многие препятствия. Среди факторов, определяющих тренд, позиция бренда, если и играет, то далеко не первую скрипку. Не менее важно знать вкусовые предпочтения потребителя и его личное отношение к той или иной марке»,- говорит Сфец. «Мы сами ничего по поводу брендов не думаем. Единственное, мы выкладываем все, что знаем о них на стол, оставляя клиенту право выбора»,- уточняет он. Открывшая в 2005 году в Китае свое представительство, сегодня компания выдвинула его в число своих ключевых приоритетов, доминирующих в ее стратегии продвижения на азиатско-тихоокеанском направлении. «Мы следуем по пятам за китайским покупателем»,- комментирует линию поведения компании Сфец. «Сегодня мы развиваем безналоговую торговлю в Японии. И знаете, почему? – Да потому, что китайские туристы отправляются сюда за покупками».

Авторы: Игорь Мельник Игорь Мельник Лилия Вигдорчик

Подписаться на новости