Круизы по рекам в 2011 году подорожают на 30%
По итогам 2010 года совокупный пассажиропоток российских речных круизных компаний составил не менее 3.5 млн пассажиро-суток, что эквивалентно 400 тыс. обслуженных туристов, заявил на пресс-конференции Андрей Смолин, директор по внутреннему туризму туркомпании «ВодоходЪ». При этом их них порядка 75 тыс. туристов – иностранцы. В тоже время дальнейший рост круизного рынка в России может застопориться, причем не только из-за ежегодного роста цен на 5-7%, но и из-за кране сильного износа самих теплоходов. Однако стоит отметить что 30% рост стоимости будет наблюдаться только на каюты которые прошли полную реконструкцию.
Совокупный объём российского рынка круизных перевозок в 2010 году экспертами оценивается в 8.2 млрд рублей. А наибольшая доля внутреннего рынка приходится на московский регион – порядка 2.5 млрд рублей. При этом на внутреннем рынке 41% принадлежит круизам по Волге. «Если говорить о маршрутах, то необходимо четко разграничивать въездной и внутренний туристические потоки. На въездном направлении практически безальтернативным является круизный маршрут продолжительностью от 5 до 15 дней Москва-Петербург, с длительным – от 2 до 5 дней пребыванием в столицах. Структура рейсов внутреннего рынка гораздо более разнородна: ведущее место в ней принадлежит круизам по Волге (41%), на втором месте – самые разнообразные круизы «выходного дня» (24%), а маршруты по Волго-Балту, т.е. Москва-Петербург, занимают лишь третье место (16%)», - рассказал Андрей Смолин.
Любопытно, что основной тенденцией последних нескольких лет является рост спроса со стороны российских туристов на более комфортабельные круизы. При этом следует учесть, что речной туризм – удовольствие не из дешевых: например, стандартный семидневный тур на теплоходе нашей компании в пик сезона обойдется в среднем в 72 тыс. рублей на двоих при размещении в стандартной каюте, и в 150 тыс – в каюте класса «люкс». «А сутки в самой бюджетной четырехместной каюте без удобств в трюме в этом сезоне будут стоить 1800 рублей на базе FB. По сравнению с прошлым годом средняя стоимость суток выросла на 30%», - сообщила Светлана Гончарова, замдиректора компании «Мостурфлот». Более того, средняя стоимость суток на круизном теплоходе «Крылов» с 2005 года выросла в трое – с 1245 до 3688 рублей в 2011 году.
При этом речной круизный флот в Росси крайне старый, и государство, если заинтересовано в речном туризме, должно принять участие в его модернизации самым непосредственным образом. Всего на русских реках сегодня задействованы около 121 круизных теплохода. Условно их можно разделить на 2 большие группы: комфортабельные, т.е. со всеми удобствами в каютах, и некомфортабельные, без удобств или с частичными удобствами. Всего комфортабельного флота насчитывается лишь 49 единиц, а некомфортабельного – 72 единицы. «Ключевая проблема заключается в том, что возраст теплоходов, который в среднем составляет 55-60 лет, делает их реновацию нецелесообразной. Единственным способом сохранения речного туризма в долгосрочной перспективе может быть только новое судостроение. Но из-за короткого срока навигации время окупаемости нового судна составляет от 15 до 20 лет. Поэтому ни один из частных инвесторов в России не сможет целиком взять на себя подобные финансовые риски. Нужна помощь государства», - резюмировал Андрей Смолин.
Автор: П. Шариков