«Азтур». Что делать турагентствам?
27.09.2005  22:10 11324

«Азтур». Что делать турагентствам?

В очередной раз один из российских туроператоров не смог выполнить взятые на себя обязательства. По поступившей информации туроператор «Азтур» не смог (не успел или не захотел) оплатить вывоз туристов из Турции и проживание туристов в отелях. Каковы возможные действия турагентств, пострадавших от данного оператора? Любезно прокомментировать ситуацию для читателей бюллетеня «ТУРПРОМ» согласились в юридическом агентстве «Персона Грата». Так, по мнению экспертов, в данной ситуации возможны несколько вариантов действий турагента:
1) Как всегда решать проблему с туристами турагенту придется за свой счет: либо повторно оплачивать проживание туристов, либо давать какие-либо гарантии отелю для того, чтобы турист смог спокойно отдохнуть в течении срока отдыха указанного в договоре. Также придется решить и проблему с авиабилетом, если государственный орган или кто-либо из партнеров туроператора не решит эту проблему раньше. Таким образом, турагент будет избавлен от судебных исков о компенсации убытков. В случае, если турист самостоятельно будет оплачивать свое проживание или перелет, по возвращении, турист предъявит судебный иск о возмещении убытков, включая расходы на оплату услуг юриста, неустойку и требования о компенсации морального вреда. Впоследствии турагент вправе обратиться с иском к туроператору в арбитражный суд и потребовать возмещения того, что было выплачено туристу. Однако, перспективы регрессного требования невысокие, поскольку ни имущества, ни денежных средств на расчетном счету ответчика к моменту судебного решения как правило не имеется. 2) В случае если деньги были переданы турагентом туроператору, а, туроператор израсходовал их не в соответствии с целевым назначением, турагент может обратиться в органы внутренних дел с заявлением о факте мошенничества в соответствии со ст. 159 Уголовного кодекса РФ. После проведения органами внутренних дел проверочных действий возбуждается уголовное дело и начинаются следственные мероприятия. В результате данных мероприятий турагент может быть признан потерпевшей стороной и, как потерпевшему, в рамках уголовного судопроизводства ему дано право заявить гражданский иск и потребовать возмещения убытков. Вероятность взыскания в пользу пострадавших в этом случае также невелика. Только в случае, если будут найдены похищенные деньги, потерпевший может рассчитывать на компенсацию своих убытков. 3) Турагент может занять позицию «глухой» обороны, не производя никаких дополнительных оплат в пользу туриста. В такой ситуации высока вероятность того, что потребитель кроме обычного гражданского иска заявит в милицию о мошенничестве, договор у туриста заключён с турагентом и он имеет все основания предъявлять требования непосредственному продавцу тура. Турагенту необходимо будет доказать, что он своевременно произвел все платежи, предназначенные туроператору и исполнил свои обязанности по организации тура в соответствии с договором. Уголовного преследования в таком случае не будет. Гражданский иск, предъявленный туристом к турагенту, в такой ситуации, имеет все шансы быть удовлетворенным. Несмотря на явную вину туроператора суд может взыскать сумму компенсации с турагента, основываясь на обязательствах установленных в договоре с потребителем. Однако Суд может учесть обстоятельства дела и значительно уменьшить сумму требования туриста, например не взыскать неустойку, моральный вред, возместив только прямые убытки потребителя. В любом случае турагенту необходимо иметь документы, свидетельствующие, во-первых, о наличии договорных отношений с туроператором и о надлежащей оплате туристических услуг по данному туристу, во-вторых, документы свидетельствующие о повторной оплате этих же услуг или о возврате туристам денежных средств. Подготовку доказательств и процессуальных документов лучше поручить юристам.

Автор:

Подписаться на новости