За банкротства туроператоров должны персонально отвечать их руководители
04.12.2010  23:10 9592

За банкротства туроператоров должны персонально отвечать их руководители

Тема несостоятельности действующих финансовых гарантий, которые получили в своё время клеймо дополнительного налога на туротрасль, живо обсуждалась экспертами туротрасли в пятницу в рамках конференции «Туристический бизнес в России», организованной газетой «Ведомости». Главным «героем» этой темы был туроператор «Капитал Тур», прекративший исполнять свои обязательства перед туристами и турагентами три недели назад.

Так, по мнению президента туркомпании «Южный Крест» Андрея Кузнецова, действия нынешних финансовых гарантий, как правило, оказываются несвоевременными, а сами фингарантии не защищают всех участников процесса. «Ни один турист, и ни одно турагентство сегодня не имеет критерия оценки финансовой устойчивости туроператора. Поэтому они не могут гарантированно выбрать себе надежного партнера. К тому же на нашем рынке нет ни единого случая полной компенсации потерь от обанкротившегося туроператора. Фактически, финансовая гарантия начинает работать только когда «кобыла сдохла», - считает эксперт. А чтобы избавить рынок от рискового бизнеса, на нём необходимо ввести персональную ответственность руководства туроператора за банкротство компании. «Этому есть удачные примеры в других отраслях экономики. Например, в банковском секторе при банкротстве банка его топ-менеджеры попадают в черный список Центробанка и больше не имеют права занимать руководящие должности в любых других банках. Аналогичное правило стоит ввести и в туризме. Иначе истории того, как безнаказанно спускают суммы в $100 млн, будут повторяться», – заявил Андрей Кузнецов.

Аналогичной точки зрения придерживается и гендиретор туркомпании «PAC Group» Илья Иткин. «Необходимо пересмотреть систему страхования туроператоров в России. У нас до сих пор нет чёткого механизма по возврату денежных средств пострадавшим туристам. А переход на электронный документооборот наконец-то позволит повысить прозрачность туроператоров, что даст возможность турагентствам выбирать себе надежного туроператора», - считает респондент.

Подтверждением несовершенства фингарантий может служить совершенно скандальная ситуация с «Капитал Туром», тысячи туристов которого не только остались без оплаченного отдыха, но и не могли вовремя вернуться домой, став заложниками деятельности своего туроператора. В то же время участники рынка давно знали о проблемах туроператора, но никаких действий в связи с этим никем предпринято не было. «Все игроки на протяжение достаточно долгого времени знали о том, что «Капитал Тур» имеет финансовые сложности. Тем не менее, никаких превентивных мер регулятором рынка принято не было», - рассказала Анна Подгорная, руководитель туркомпании «Пегас Туристик». Однако и непосредственные партнёры «Капитала» знали о долгах компании, но эта информация остальным участникам рынка не доводилась - о проблеме стало известно только при аресте счетов туроператора. «Кредиторы боялись поднять шум, так как это могло привести к банкротству туроператора, но тайну все равно скрыть не удалось», - добавила Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ.

Одно из решений по поводу улучшения фингарантий озвучил руководитель сети МГП Сергей Агафонов: «Как представитель розницы я могу заявить – однозначно необходимо страховать каждый договор или каждый турпакет. Только в этом случае денег по выплатам компенсаций гарантированно хватит всем пострадавшим в отличие от того, как это происходит сейчас».

Автор: Ратмир Романов

Подписаться на новости