Туризм после «11 сентября» - тернистый путь длиной в 4 года
11.09.2005  22:04 3152

Туризм после «11 сентября» - тернистый путь длиной в 4 года

Вчера исполнилась четырехлетняя годовщина терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне. Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что 11 сентября остался «черным» днем в истории мировой туротрасли, разделившим её историю на «до» и «после». Странно, что после столь масштабных терактов с использованием гражданских самолетов многие аналитики тогда предсказывали всего лишь затишье в турбизнесе, которое, по их мнению, должно было продлиться не более 2-3 месяцев... А оправдались самые пессимистичные прогнозы: 11 сентября стало толчком к структурной перестройке авиа и турбизнеса, после которой многие фирмы не смогли выжить. Сначала кризис коснулся, прежде всего, авиаперевозок. Американские и европейские пассажиры туристы просто все разом забоялись летать. Катастрофическое снижение спроса привело к банкротству ряда крупнейших авиакомпаний: сила шока от терактов была настолько сильна, что еще полгода самолеты большинства авиакомпаний летали полупустыми даже несмотря на снижение цен на авиабилеты. При этом, помимо банкротства одних перевозчиков и слияния других, на рынок стали активно выходить авиакомпании новой формации – так называемые «дискаунтеры» или «low cost» перевозчики, выполняющие перелеты с максимальным сокращением издержек. Низкотарифные компании сумели сломать стереотипы, перепрограммировать свой бизнес, сконцентрировали внимание на том, что до последнего времени казалось не заслуживающей внимания рутиной и, тем самым, доказали правоту своего видения бизнеса. С тех пор их доля рынка растет с каждым годом практически в арифметической прогрессии - с 2.8% в 1996 г. до 8.6% в 2000 г. и 14.5% в 2003 г. По некоторым оценкам и в Америке и в Европе к концу текущего года бюджетные авиакомпании будут перевозить каждого пятого пассажира. И это не удивительно, по данным европейских источников, средние тарифы в прошлом году на билеты в Европе компании «Ryanair» составляли 49 евро, «EasyJet» - 83 евро, а «Lufthansa» - 268 евро, «British Airways» - 321 евро. Самой агрессивной авиакомпанией low-cost считается ирландская «Ryan Air». Ее владельцы в прошлом году не только предлагали авиабилеты по 1.1 фунта, но и распространяли среди пассажиров часть билетов бесплатно... И это в то время, когда «киты» авиабизнеса банкротились, сокращали рейсы, парк самолетов и сотрудников, выпрашивали государственные субсидии. Помимо авиаперевозчиков на трагические события в Америке моментально отреагировали и иностранные туроператоры. В тот момент, когда генсек Всемирной туристической организации Франческо Франджиалли пытался успокоить мир, заверяя, что «теракты в США, конечно, нанесли существенный ущерб мировой туриндустрии, но вряд ли помешают развитию отрасли в этом году» и что «краха не будет – будет спад роста», туроператоры принимали массовые отказы клиентов от поездок не только в США и на Ближний Восток, но и вообще куда бы то ни было. Ситуация развивалась лавинообразно. Чартеры в страны арабского Востока исчезли почти полностью или были сокращены до минимума. По признанию зарубежных туроператоров, отказы от поездок носили массовый характер и доходили до 90%. Например, итальянские и немецкие операторы практически полностью сняли свои брони в отелях Египта и ОАЭ. Их самолеты прилетали заполненными лишь на 10%. В течение первого года после терактов в Германии обанкротилось и закрылось около 700 турагентств и бюро путешествий. Правда, нужно отметить, что в этот же период открылись новые. Но в основном это были попытки оставшихся без работы специалистов отрасли открыть свой собственный бизнес. Но по сравнению с масштабом банкротств это была не волна, а жалкий всплеск. Любопытно, что наши отреагировали на изменившуюся ситуацию в числе последних. Многие держались до последнего, не желая признавать очевидного. О реальном сокращении программ многие объявили лишь к «Отдыху-2001», который проходил через полтора месяца после терактов. В целом в тот год даже наш турист, славящийся своим бесстрашием, решил не рисковать. Впрочем, катастрофическое снижение уровня ц

Автор:

Подписаться на новости