28.12.2004 00:00
2270
Форс-мажор и юридический ликбез.
Рекомендации турфирмам в связи со стихийным бедствием в Юго-Восточной Азии от Юридического Агентства «Персона Грата»:
Сложившаяся ситуация на курортах Юго-Восточной Азии и в частности в туристических зонах Тайланда, Шри-Ланки, Мальдивских островов, может повлечь за собой массовый отказ туристов от забронированных туров на данные курорты и требований возврата оплаченных денежных средств. В этой связи необходимо разъяснение правовой позиции туристических компаний.
1. В случае, если компания не в состоянии предоставить заказанные услуги: например вследствие разрушения отеля, нарушения транспортного сообщения следует принять во внимание, что стихийные бедствия относятся законом к обстоятельствам непреодолимой силы, при наступлении которых стороны не несут ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. (см. пункт 4 ст.13 Закона «О защите прав потребителей»). Необходимо уведомить туристов о невозможности исполнения обязательств и указать срок, на который исполнение обязательств откладывается. Туристическая компания вправе предложить туристу альтернативную услугу – размещение на другом курорте, в другом отеле, получив от туриста соответствующую расписку в согласии воспользоваться предложенной услугой. Возмещение стоимости путевки следует производить только по решению суда.
Турагентам следует незамедлительно получить от туроператора, а туроператору от принимающей стороны свидетельство о наступлении обстоятельств непреодолимой силы и порядка действий сторон в данной ситуации.
Для доказательства в суде факт стихийного бедствия должен быть подтвержден Торгово-промышленной палатой РФ. Обратите внимание: подтверждающий документ только констатирует факт форс-мажора. Признать обстоятельства чрезвычайными и непредотвратимыми может только суд. Кроме того, непреодолимые обстоятельства дают право на получение отсрочки, рассрочки уплаты налогов, а также налогового кредита.
2. В случае, если туристическая компания подтверждает возможность оказания услуг, но турист отказывается вследствие каких-либо опасений, предположения об опасности путешествия или по другим мотивам, договор расторгается в одностороннем порядке по инициативе потребителя с наступлением последствий предусмотренных договором. Если договор не устанавливает последствий одностороннего расторжения, то следует руководствоваться законом – возмещение убытков производится в соответствии с фактическими затратами сторон. Турфирма вправе удержать эти затраты из суммы, возвращаемой туристу, с приложением письменной калькуляции затрат. Фактические затраты должны быть подтверждены документально, необходимы документы по факту платежа туроператору, или платежа в адрес отеля, перевозчика. Данные доказательства предъявляются в суде.
3. В случае, если турист летит в зону стихийного бедствия с заведомым ухудшением условий путешествия, необходима его расписка в том, что он уведомлен о стихийном бедствии и согласен с возможным ухудшением условий размещения и перевозки.
В связи с создавшейся ситуацией Юридическое Агентство «Персона Грата» предоставляет турфирмам бесплатные юридические консультации по вопросам правового характера связанным с причинением вреда пострадавшим от стихии туристам, а так же по вопросам, связанным с отказом туристов от поездки в страны зоны стихийного бедствия.
Автор: