07.09.2005 22:38
2414
Ил-96: кому выгоден запрет лайнера и сколько теряют авиа- и туркомпании?
Еще неделю назад руководитель «Роспропа» Борис Алешин объявил, что неполадки в тормозной системе Ил-96-300 будут устранены до 10 сентября. Послезавтра наступит «судный день» для российских чиновников от авиации – все мы проверим, насколько они держат свое слово. Впрочем, по мнению опрошенных инфогруппой «ТУРПРОМ» аналитиков, запрет на эксплуатацию российского дальнемагистральника может продлиться еще долго.
Так, тогда же, в процессе детального обследования самолета чиновники составили список из 28 его недостатков. Все они делятся на две части - критические и первоочередные. Дефекты, попавшие в первую категорию (их около 10) должны быть устранены в срочном порядке, по второй группе будет составлен план мероприятий в ближайшее время.
Любопытно, что абсолютное большинство выступавших по поводу выявленных дефектов у «Ила» экспертов, расценивают их как потенциально опасные, но рабочие. Время от времени неполадки в работе авиасистем случаются у всех типов самолетов, но обычно они не предаются огласке. Однако случай с президентским самолетом Ил-96-300ПУ, который не смог взлететь из аэропорта финского города Турку, когда в нем находился Владимир Путин, привел и к широкой огласке возникших проблем и к беспрецедентному для России решению: впервые за всю историю отечественной гражданской авиации наложен запрет на полеты того типа лайнера, на котором летает первое лицо государства.
Однако благие намерения чиновников, «радеющих» о безопасности пассажиров, уже больно ударили по российскому авиабизнесу и по туристическому, но прежде всего – по престижу российского самолетостроения. Кстати, из-за запрета «Ила» авиакомпании вынуждены часто привлекать к рейсам более старые, изношенные модели самолетов, что, в свою очередь, чревато еще большими проблемами с безопасностью. А турфирмы вынуждены получать множество претензий от туристов из-за массовых задержек своих чартерных рейсов, случившихся из-за судорожной замены перевозчиками своих бортов.
Итак, собрание акционеров «Аэрофлота», намеченное на 19 сентября, на котором планировалось одобрить сделку по приобретению шести дополнительных самолетов Ил-96, может быть перенесено. Об этом на недавней пресс-конференции сообщил замгендиректора авиакомпании Сергей Харитонов. Другими словами, сделка по приобретению нацперевозчиком новых «Илов» может быть отложена. Также было оглашено, что дополнительные расходы авиакомпании от замены Ил-96-300 на другие типы лайнеров к настоящему времени уже составили около $3 млн., а недополученная выручка от частичной отмены рейсов составила ок. $15 млн.
Другой крупный держатель пострадавших самолетов – «KrasAir», оценивает свои убытки в 50 млн. рублей, сообщил недавно представитель авиакомпании. Пресс-служба перевозчика также подтвердила, что юристы «KrasAir» готовят иски к производителю самолетов – Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу (ВАСО).
И все же, кому выгоден запрет на эксплуатацию современного российского дальнемагистрального лайнера? Некоторые аналитики, выступавшие в последнее время в прессе, даже обвинили в разжигании данного скандала сами авиакомпании, которые хотят пересесть на иномарки. Не секрет, что многие из них предпочитают закупать б/у Боинги, нежели тратиться на отечественные «Илы» или «Тушки». Однако те самые пресловутые Боинги, которые постоянно ставят в пример отечественным самолетостроителям, в последнее время начали катастрофически падать по всему миру. Только за последние 30 дней случилось 3 крупных катастрофы! Любопытно, что согласно статистике ГосНИИ Гражданской авиации за прошлый год, озвученной «ИТАР-ТАСС», количество отказов в работе на 1000 часов налета у Ил-96-300 было 270, а у, например, Boeing-767 – целых 293. Очевидно, что на сегодняшний день наши Ил-96 и Ту-204 – единственные серьезные конкуренты поделкам американского авиапрома. А самый легкий путь занять место конкурента - это уничтожить его. Первый выбор, видимо, пал на Ил...
Автор: