Каким будет туристический сезон 2011 года на курортах Черного моря?
Подведя итоги прошедшего лета, туроператоры по Черноморью уже планируют свою работу в следующем сезоне. При этом основой успеха следующим летом на черноморских курортах Крыма и Краснодарского края туроператоры единогласно определи ценовую политику местных хотельеров. Если владельцы объектов не поддадутся эйфории от этого успешного сезона и смогут удержать цены, то обеспечат себя высокой загрузкой. Однако доходность самих туроператоров от продажи туров, вероятнее всего, продолжит снижаться, а количество «дикарей» на черноморских пляжах не уменьшится. Также эксперты, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», выделили целый ряд других негативных тенденций, которые могут испортить летний сезон грядущего 2011 года.
- Сергей Ромашкин, гендиректор туркомпании «Дельфин»: «Летний сезон следующего года с высокой долей вероятности может получиться хуже нынешнего. Этому поспособствует целый ряд тенденций. Несмотря на то, что после кризиса туристы уже вновь готовы тратить средства на отдых, подавляющее большинство из них будет искать экономичные туры, а также будут стараться снизить конечную стоимость путешествия за счёт отказа от перевозки. Это уже наблюдалось прошедшим летом: происходил отчётливый рост автомобильного потока на курорты и смещение выбора в пользу автобусных туров. Помимо этого увеличивается поток «дикарей», сокращается продолжительность отдыха, то есть доходность турбизнеса продолжит снижаться. Что касается Крыма, то в этом году он дополнительно вырос на 700-900 тыс. туристов, которых удалось оттянуть именно от курортов Краснодарского края. Такой результат стал возможен благодаря более доступным ценам на проживание и смену политической власти. Думаю, в следующем году Крым сохранит уровень 2010 года».
- Илья Уманский, гендиректор туркомпании РВБ «Алеан»: «Каких-либо причин для увеличения турпотока в следующем сезоне я пока не вижу, поэтому, вероятнее всего, сохранится объём текущего года. Что касается трендов, то пока не проведён договорной процесс, что-либо прогнозировать сложно. Тем не менее, есть ощущение, что если владельцам крымских объектов удастся удержать цены, то курорты полуострова второй сезон к ряду будут лидерами по объёму турпотока. Тоже самое касается и Абхазии, ведь именно эти два региона очень зависимы от стоимости проживания. Картина по курортам Краснодарского края может несколько измениться, но по Анапе это маловероятно, так как тут наблюдается стабильность. А вот ситуация с турпотоком в Сочи ухудшится, так как целый ряд здравниц курорта уходит на реконструкцию, а также появились объекты, которые отказались от коммерческой загрузки и выходят из линейки туроператоров. К тому же, если реально посмотреть на ситуацию, то Сочи меньше всего подходит для отдыха с детьми, а ведь большая часть тех, кто едет отдыхать на российские курорты, это семьи с детьми».
- Сергей Стребков, руководитель отдела внутреннего туризма туркомпании «Солвекс Трэвэл»: «Успех следующего сезона, на мой взгляд, в первую очередь будет зависеть от уровня цен на проживание, как на курортах Краснодарского края, так и Крыма. Последние смогут удержать тенденцию к росту турпотока именно за счёт грамотной ценовой политики. Если хотельеры не поддадутся той эйфории, которая наблюдалась после 2008 года, и рост цен не составит более 10%, то можно будет рассчитывать на успешный сезон. С другой стороны в последние два года стало сложно делать прогнозы, так как количество «дикарей» растёт. Туристы самостоятельно бронируют гостиницы и добираются на автомобилях, и эта тенденция усиливается также и на черноморских курортах России, где ранее это явление не имело столь массового характера. Более детальный прогноз можно будет дать после череды выставок, которые пройдут в Сочи, Анапе, а затем в Крыму. Так как именно на них заключается большая часть договоров с хотельерами».
- Андрей Анипченко, руководитель российского отдела туркомпании «Русский экспресс»: «В летнем сезоне 2011 года мы не ожидаем какого-либо значительного увеличения турпотока как по Краснодарскому краю, так и по Крыму. Предполагаем, что следующим летом будут востребованы недорогие отели и мини-отели с хорошим номерным фондом. Безусловно, найдут своего покупателя давно и хорошо известные на рынке гостиницы, санатории и пансионаты Сочи, Геленджика и южного берега Крыма. Распределение турпотока между Краснодарским краем и Крымом будет зависеть от ценовой политики российских и украинских хотельеров, а также, естественно, от транспортной составляющей. При этом наличие экономичной авиаперевозки на данных направлениях будет во многом определять объем турпотока в следующем году».
Авторы: Ратмир Романов Роман Медведев