Московская турфирма кинула полсотни туристов
Московское турагентство «Аквариус», незаконно работавшее под маркой туроператора «Капитал-Тур», кинуло почти 50 туристов. Об этом корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» рассказала во вторник по телефону одна из пострадавших туристок, которую агентство обмануло почти на 86 тысяч рублей. Учитывая, что этим летом в России резко возросло число подобных инцидентов с турагентствами, эксперты туристического рынка предрекают для них скорое введение страхования гражданской ответственности по аналогии с фингарантиями туроператоров.
«Я купила в «Аквариусе» две путевки. Одну - для себя с мужем в Болгарию с вылетом 13 августа, и вторую – для своего сына и его друзей в Черногорию за 86 тыс рублей с вылетом 14 августа. Туроператор в обоих договорах был не указан. Накануне моего вылета мне в агентстве выдали все документы, а документы сына обещали выдать ему на следующий день. Мой тур, организованный через «Солвекс-Трэвэл», прошел без проблем, а у сына он даже не начался. 13 августа ему в офисе сообщили, что с билетами до Черногории проблемы, поэтому их тур не состоится, однако деньги в течение 7 банковских дней ему будут возвращены. Однако, когда он пришел за деньгами, офис «Аквариуса» был опечатан. В милиции сыну сообщили, что таких кинутых туристов как мы уже набралось человек 50», - сообщила Лилия, туристка, пострадавшая от действий руководства «Аквариуса».
Корреспондент инфогруппы «ТУРПРОМ» побывал в доме 11-А по улице Селезневская (метро Новослободская), где располагалось турагентство «Аквариус». Его офис оказался действительно закрытым. Однако вывеска турфирмы еще присутствовал на двери. При этом на неё крупно был нанесен логотип туроператора «Капитал-Тур» (см. фото). Очевидно, что таким образом, компания давала понять туристам, что является официальным партнерам этого известного туроператора, или даже его уполномоченным лицом.
Любопытно, что в самом «Капитал-Туре» знают о проблемах «Аквариуса», однако никаких разрешений на использование своего логотипа агентству не давали. «Эта компания не входит в наш список уполномоченных агентств, однако она продавало наши туры на протяжении более 2-х лет. При этом в августе у компании появились финансовые проблемы. Тогда от «Аквариуса» к нам поступило три заявки - две брони на Марокко и одна по Черногории, однако все эти заявки были аннулированы из-за неоплаты», - сообщила Инна Бельтюкова, гендиректор «Капитал-Тура».
Отметим, что из-за участившихся в этом году банкротств турагентств, эксперты туристического рынка предрекают неминуемое введение для них гражданской ответственности. «Это лето стало беспрецедентным по числу исчезнувших турагентов, к нам информация поступала практически еженедельно, как вести с фронта. Ситуация эта была прогнозируема заранее, причиной тому стал предельно низкий порог вхождения в бизнес, отмена квалификационных требований к руководителям, отсутствие обязательных стандартов деятельности, кроме того неучтенные наличные деньги и почти полное отсутствие государственного контроля в этой сфере провоцируют приход в туристическую розницу множества любителей легкой наживы», - сообщил Георгий Мохов, гендиректор юридической фирмы «Персона Грата» и председатель Правовой комиссии РСТ. Кризис и сложное финансовое положение многих предприятий также не содействуют добросовестному ведению бизнеса, когда долги накапливаются чрезмерно, фирму проще бросить и открыть новую, чем заниматься восстановлением платежеспособности, добавил собеседник.
Как подчеркнул эксперт, учредители предприятий сейчас несут гражданскую ответственность по долгам своих фирм только в размере взноса в уставной капитал, а это, как известно, всего 10000 рублей. Запрета на профессию для руководителей турфирм, обманувших граждан и своих партнеров, закон не предусматривает. «Таким образом, профессиональные аферисты или просто неудачливые предприниматели могут бесконечно плодить фирмы под высокий сезон или на горячие даты. Все это в целом пагубно влияет на доверие потребителей к туристической отрасли. Если законодатели, органы власти в сфере туризма, общественные организации, не займутся этой проблемой немедленно, то сама собой она не решиться никогда и будет только усугубляться. Вопрос в том можно ли ее решить в принципе. Безусловно, стопроцентной защиты от мошенничества или банкротства не существует. Тем не менее, повысить степень гражданской ответственности владельцев и руководителей турагентств вполне возможно, но только законодательным способом», - пояснил Георгий Мохов.
Напомним, что совсем недавно в Санкт-Петербурге и Красноярске произошло несколько аналогичных ЧП с турфирмами, которые кинули своих клиентов. Так, в начале августа турагентства «Август» в Питере неожиданно закрылось, а руководство, собрав деньги с туристов, скрылось в неизвестном направлении. Тогда пострадало около 20 туристов. Чуть позже кинула своих туристов другая питерская турфирма - «Эллада-тур», а чуть позже о своей несостоятельности объявил известный красноярский туроператор «Сибирь-Тур». Впрочем, компания, как туроператор, имела фингарантии в размере 30 млн рублей, и в страховую компанию за компенсациями уже обратилось около 15-ти пострадавших туристов.
Прочитать различные истории банкротств в туризме, собранные редакцией «ТУРПРОМа» за последние 5 лет, можно в сюжете «Банкротства в туризме» по ссылке https://www.tourprom.ru/news/?subject=5.
Автор: П. Шариков