Два приятеля-миллионера по уши увязли в банкротстве собственных турфирм
Два миллионера, владевших недавно обанкротившейся британской туристической компанией «Kiss Flights», уже не раз оказывались в эпицентре аналогичных скандалов. Британские СМИ провели в их отношении журналистское расследование и вывели на чистую воду этих «бизнесменов». Любопытно, что в российском турбизнесе также имеется своя когорта «бизнесменов», за которыми тянется шлейф банкротств их турфирм. На память, прежде всего, приходят истории «Дип-тура» и «Лук-тура» от бизнесмена Имрана Назарова.
Магнаты туристического бизнеса Фил Уайят (Phil Wyatt) и Пол Мосс (Paul Moss), на двоих располагающие активами на сумму свыше 20 млн. фунтов стерлингов, оказались главными действующими лицами финансового краха «Kiss» - компании, которая на прошлой неделе кинула за рубежом на произвол судьбы несколько тысяч своих пассажиров, и, кроме того, отказалась от своих обязательств по турам, забронированным не одним десятком тысяч несостоявшихся отпускников.
В сентябре 2008 года два закадычных друга и деловых партнера служили директорами компании «XL Leisure» - на тот момент третьей от начала рейтинга туристической фирмы, работающей под британским флагом.
Компания рухнула, наделав долгов на 10 млн. фунтов стерлингов и пустив под откос тысячи туристов. Уайята, стенавшего с телеэкранов, пока основанная им «XL» переходила к судебному распорядителю, участники туристического рынка прозвали «Врагом народа номер один».
В результате банкротства «Kiss» в различных точках земного шара кинутыми остались 13.000 туристов, плюс к которым в воздухе «зависли» еще 60.000 сделанных заказов. Финансовая несостоятельность компании усилила опасения о надвигающейся этой осенью шквальной волне банкротств в туристическом секторе. Подтверждением тому – июльское решение о прекращении бизнеса, принятое компанией «Goldtrail», которая занималась организацией недорогих туров в Грецию и Турцию. Судя по данным собственного расследования, опубликованным в воскресенье на страницах издания «The Mail», рыдания на публику не помогли Уайяту, которого в очередной раз гневно осудили вместе с Моссом, после того как оба создали международную сеть компаний.
За те шесть месяцев, в течение которых судебные инстанции и кредиторы банкротили «XL Leisure» (между прочим, спонсировавшую футбольный клуб «West Ham United»), 47-летний Уайят и 43-летний Мосс сумели вернуться в бизнес, на сей раз «зашибая деньгу» на продаже дешевых авиарейсов в Европу ни о чем не подозревающим туристам.
От имени «Kiss», управление которой Мосс осуществлял через «Freedom Flights» (фирма-учредитель), продажу билетов начала «Viking Airlines», в которой Уайят приобрел 40% активов.
Не далее как вчера вечером владелец роскошного особняка на 3.5 миллиона фунтов стерлингов в одной из деревень Западного Сассекса по имени Уайят отрицал всякую связь с «Kiss». Правда, он признал, что водит «Порше» с номерными знаками «KI55 XLA», но с завидным упорством твердил, что в этой записи зашифровано признание в любви к авиакомпании, а именно «I love XL Airways».
Стоя в воротах собственного особняка, Уайят продолжает беседу: «Компания «Kiss Flights» была всего лишь одним из клиентов «Викинга». Ровно настолько распространялось мое участие в бизнесе этой компании. Непосредственно в ее дела я лично не оказывал никакого вмешательства».
Одетый в розовую футболку и шорты, Уайят рассказывает историю банкротства «Kiss Flights», которая, судя по всему, его уже достала: «Все дело в том, что турбизнес находится в ужасном состоянии. Самолеты пустуют. Чертовски кошмарное время».
При всем бедственном положении «XL» и «Kiss Flights», сам Уайят ведет завидное существование позади необъятных черных ворот с охраной, оберегающей покой его необъятного жилища – такого, о пребывании в котором его бывшие туристы могут только мечтать. Отец двух девочек-подростков проживает вместе с женой Жаклин в огромном особняке, попасть в который можно, только проехав 400 ярдов. Одна только пристройка к дому в разы больше тех жилищ, в которых обитает большинство населения Британии. Далее – плавательный бассейн, японские Chitei (водные сады) и безупречные по четкости линий цветочные ковры, расстилающиеся перед домом, пишет «The Mail».
В шестидесятые годы отец Уайята Гарри основал авиакомпанию «Monarch Airlines». После окончания школы 16-летний Фил Уайят пришел в семейный бизнес. Начав рядовым клерком, в течение десятка лет он поднимался по служебной лестнице, но в один прекрасный день расстался с компанией, решив стать кузнецом собственного счастья.
Состояние он сколотил, работая в должности коммерческого директора чартерной авиалинии «Goldcrest Aviation», с которой он сотрудничал с 1991 года по 2000 год, когда и заработал себе прозвище «враг народа».
А принятое им решение взять в эксплуатацию иностранный авиатранспорт для перевозки британских туристов в течение самых ходовых, летних месяцев, потрясло основы туристической индустрии. Конкуренты не преминули поставить под сомнение безопасность самолетов, взятых в лизинг из таких стран, как Словения, а также ряда регионов бывшей Югославии. Но это не помешало «Goldcrest» реализовывать (по данным на начало 1996 года) около двух миллионов пассажиро-мест в год.
В 2002 году, когда «Goldcrest» была на плаву, стоимость принадлежащей Уайяту 10%-ной доли в уставном капитале взлетела с начальных 5.8 млн. фунтов стерлингов до 18.5 миллионов их же. В то время поговаривали, что базовая часть ежегодной зарплаты Уайята превышает 240.000 фунтов стерлингов. Что до Мосса, то еще два года назад, до того как расстаться с женой Жюльетт, тот проживал в собственном доме стоимостью 1 млн. фунтов стерлингов в Чизлхерсте (Кент). Как говорят, у пары есть общая младшая дочь. В середине восьмидесятых Мосс входил в сборную команду графства Сюррей по плаванию. Он также получил аттестат о дополнительном образовании (аналог сертификата уровня «А») в колледже «Esher Sixth Form», где изучал бизнес, экономику и социологию. По окончании колледжа целый год Мосс работал тренером по плаванию.
В 1986 году Мосс преподавал английский язык в Мадриде, а год спустя появился в туристической отрасли, заняв место менеджера по бронированию. Когда прошло еще шесть лет, Мосс оказался в Малаге, где продавал места на чартерах из Испании в Великобританию. В 1995 году он получил должность авиаменеджера в туристической компании «Inspirations». Позднее там же он возглавил авиационное направление, но попал под сокращение в связи с поглощением фирмы компанией «Thomas Cook». В 1999 году Мосс основал компанию «Freedom Flights», где также занял пост генерального директора. В одном из своих интервью он сказал: «Я полон решимости оставить свой след в туристической отрасли. И мой совет любому, кто вступит на эту стезю: убедитесь, что вас видно».
На этой неделе британским СМИ с Моссом не удалось встретиться, чтобы услышать его мнение по поводу случившегося, однако соседи, проживающие рядом с его бывшей виллой, подтвердили, что они с женой расстались два года назад и официально состоят в разводе.
По информации Управления гражданской авиации (САА), в этом году с рынка ушли 17 британских туристических компаний, имеющих лицензию Организаторов воздушных перевозок (ATOL), которая гарантирует финансовую компенсацию в соответствии с разработанной системой. Но крах постиг гораздо большее число компаний, не входящих в систему ATOL.
Лидер международного аудита компания «PricewaterhouseCoopers» предупредила о том, что банкротство «Kiss» может обрушить большое число турфирм – процесс, который по ее прогнозам, начнется с наступлением осени. А представитель «PwC» Ян Оукли-Смит (Ian Oakley-Smith) пообещал, что неплатежеспособность туристического рынка приблизится по объемам к уровню второй половины 2008 года, когда свое существование прекратили сразу 39 фирм, входящих в «ATOL», в том числе и «XL», занимавшая на тот момент третье место в британском рейтинге крупнейших туроператоров.
Г-н Оукли-Смит также предупредил туристический рынок о том, что к концу этого года его ждет настоящий шквал банкротств, сопроводив свой прогноз следующим комментарием: «У ряда компаний вообще не найдется достаточно свободных средств на покрытие дефицита бюджета, пока не придет новая волна заказов, на которую у них вся надежда».
Подробно прочитать историю банкротств в турбизнесе можно в сюжете Банкротства в туризме, а в материале Иных уж нет, а те далече содержится история сугубо российских банкротств.