ТЕМЫ ДНЯ:

Новости по СТРАНАМ: все Новости по ТЕМАМ: все

Прогноз на 2010 год по российскому Черноморью

Сергей Ромашкин, гендиркетор компании "Дельфин"
11 Авг 09

Кризис окажет своё влияние на туристический сезон 2010, считает гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. Те новые тенденции, которые появились и оказали своё негативное влияние на сегмент внутреннего туризма, ослабнут, но не пропадут насовсем.

- Какая тенденция, по Вашему мнению, была самой яркой этим летом? Как и какое влияние она окажет на лето 2010 года?
- Одной из самых ярких тенденций этого сезона стало снижение спроса на туруслуги на 25-30%. И я считаю, что в следующем году эта тенденция сохранится. Однако падение не составит 30%, как в этом году, а, вероятнее всего, будет около 15-20%. Поездки этого сезона финансировались туристами из накоплений и «заначек» прошлых лет, в следующем, 2010 году, этих накоплений не будет, следовательно, спрос упадет еще дальше. Кроме того, тревожные ожидания, неуверенность в завтрашнем дне, заставят туристов поберечь имеющиеся деньги «на черный день». Впрочем, возможен и оптимистичный сценарий: череда побед в американской, российской и мировой экономике, рост ВВП, рост доходов населения и рост туристического потока. В такое развитие событий верится с трудом.

- По какому сценарию будут изменяться цены на отели в следующем сезоне? Как Вы считаете, будут ли хотельеры впредь менее инертными по отношению к туристическому рынку?
- В этом году меньшая часть хотельеров отреагировала на предстоящий спад и снизила или зафиксировала цены на уровне прошлого года. Большая часть повысила цены по инерции, так как они делали всегда в прежние годы. Но продавать по этим ценам оказалось невозможно, цены пошли вниз уже в апреле, а к июлю большинство здравниц снизили цены, если не в целом по сезону, то на какие-то горящие периоды, которые очевидно затянулись до конца лета. В конечном итоге расценки стали идентичны прошлогодним, а местами даже ниже. Однако, по моему мнению, этот опыт ещё не научил хотельеров снижать цены заблаговременно. Вероятнее всего, в следующем году сценарий повторится: осторожный рост цен на входе в сезон, а потом снижение в зависимости от спроса. Главная беда в том, что это происходит крайне медленно. Объяснить это можно тем, что многие директора здравниц работали в течение последних 10 лет в условиях постоянного роста рынка. И сейчас для них это совсем не типовая ситуация, когда они просто не знают, как действовать. Тут требуется определенное мужество. У многих в сознании существует психологический барьер, как вообще можно снижать цены на август . Август всегда и везде продавался на 101%- это аксиома нашего рынка. Хотя реалистов среди хотельеров стало больше, я думаю, что рост цен продолжится в следующем году и только падение спроса сможет их скорректировать.

- Как Вы считаете, коснутся ли итоги этого летнего сезона по российскому Черноморью участников рынка, туроператоров и турагентов? И как это отразится в следующем году?
- Здесь стоит выделить ещё одну тенденцию – это снижение доходности операторов за счёт увеличения агентского вознаграждения. Хочу подчеркнуть, что я не жалуюсь на агентов, а констатирую факт. Так, например, один крупный туроператоров, работающий на направлении, ввёл 15% вознаграждение на весь летний сезон для своих агентов. Однако у нас базовое вознаграждение составляет 10% и 11-12% для лучших агентов. Соответственно многие из участников рынка видимо перешли к этому оператору, так как и им нужно зарабатывать и выживать. У многих наших коллег размер выплат агенту вырос до 12-14% и за 10% уже никто не соглашается работать. Поэтому в следующем году мы ожидаем продолжение роста фактической комиссии для турагентств в сторону 15-17%. Это означает убыточность для многих операторов и дестабилизацию рынка в целом. Вероятно, стартовая комиссия следующего летнего сезона составит 12-13%, а лучшие агенты будут получать 16-17%. Очевидно, что это приведет либо к росту операторских цен, либо к банкротству туроператоров. Не исключаю, что некоторые операторы станут агентами. Все эти тенденции работают «в минус» для следующего летнего сезона, положительных тенденций я пока не вижу.

- На направлении было отмечено увеличение количества туристов, которые предпочли отказаться от услуг операторов и агентов, то есть поехали отдыхать «дикарём». Как такое явление отразилось на коньюктуре рынка?
- Да, действительно этим летом на направлении произошло перераспределение туристов в каналах продаж. Туристы реже пользуются услугами турагентов и туроператоров и бронируют отель напрямую. Соответственно, падение потока в отелях зачастую оказалось меньше, чем у туроператоров. Такие примеры есть и по Крыму и по Краснодарскому краю, где отели нарастили долю частных продаж в разы. Видимо туристы этим летом решили отказаться от услуг туристических «посредников» с целью сэкономить. Операторы могут долго убеждать туриста, что продают по ценам стойки или ниже, но турист верит, что сможет купить дешевле и разубедить его невозможно. Это вопрос веры. Например, одна из сочинских компаний прислала предложение на август в санаторий «Нева» со скидкой в 55% от стойки, то есть сэкономить можно было чуть более, чем в половину. Даже в этом случае турист вряд ли поверит, что это минимальная цена. Кроме того, многим туристам (особенно если они приехали на автомобиле) нравится выбор отеля на месте: можно посмотреть все своими глазами, «пощупать», поторговаться. Это тоже часть курортной жизни. Таким образом туроператоры внутреннего туризма получили «двойной» спад: падение рынка и уход туристов в отели.

- Что же делать операторам в этой кризисной ситуации?
- Один из моих коллег с грустью сказал о нынешних временах: «Выиграть нельзя, остаться при своих тоже нельзя, нельзя даже выйти из игры!» На мой взгляд работать можно, если очень реалистично подойти к ситуации. Не надеяться на скорое оживление. Понимать, что падение спроса не остановить и работать с оставшимися на рынке туристами.Если нужно, уменьшать размер компании в два раза, снижать издержки, менять турпродукт, продавать все, что «шевелится». Вместе с хотельерами искать возможности для снижения цены. Отложить дорогостоящие маркетинговые ходы до лучших времен- пока они не работают. Свернуть все «проекты» и инвестиционные планы. Если коротко - нет проблем, есть только неприятные решения!


Последние новости по России

Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!