ТЕМЫ ДНЯ:

Новости по СТРАНАМ: все Новости по ТЕМАМ: все

Кризис по-болгарски. Посольство против туроператоров

Юлия Ефимова, директор по развитию МТК «Спутник»
20 Ноя 08

Действия болгарского консульства нарушают антимонопольное законодательство РФ, Болгарии и ЕС, а также договор на аккредитацию с туроператорами. Вкупе с монополизмом индийского визового центра «VFS» это может привести к сокращению российского турпотока в Болгарию на 50%. Часть туроператоров решило бороться с этим и создало своеобразную оппозицию. Об этом рассказывает Юлия Ефимова, директор по развитию МТК «Спутник».

- Юлия, на днях стало известно о том, что целая группа туроператоров по Болгарии решила коллективно противостоять нововведениям в системе оформления болгарских виз. Могли бы вы рассказать предысторию этого конфликта?
- Как известно, Консульский отдел Посольства Болгарии решил последовать примеру стран ЕС и создать визовый центр. Напомним, что на Собрании Туроператоров в июле 2008 г. было объявлено г-ном Миленом Керемедчиевым (замминистра иностранных дел Болгарии) о создании визового центра с целью разгрузки сотрудников консульства. Услугами визового центра, как предполагалось, должны пользоваться частные лица и любые юр. лица, но нововведения не должны были иметь отношения к Туроператорам. Тем не менее, уже в конце сентября появилась информация о необходимости переаккредитации Туроператоров. Необходимым условием тогда был выдвинут порог — не менее 5000 туристов, отправляемых в Болгарию за год. Впоследствии порог был снижен до 2000 туристов в год. Среди требований: включение в Единый Федеральный Реестр Туроператоров, наличие прямого договора с авиаперевозчиком не менее 200 мест еженедельно, наличие агентской сети или офисов в нескольких городах РФ, наличие актуального каталога гостиниц, подача визовых данных электронно, оплата консульских сборов безналом. Итак, в четверг, 13 ноября на сайте Посольства Республики Болгария появился «Список аккредитованных туроператоров в Консульском отделе Посольства Республики Болгария». В список вошли 14 компаний. В пятницу, 14 ноября в Центральном офисе «Спутник» была проведена встреча Туроператоров по Болгарии, не вошедших в «привилегированный список». Темой встречи было обсуждение сложившейся спорной ситуации и варианты ее разрешения.

- А в чем суть конфликта? Почему вы не согласны с предложенной схемой?
- Позвольте привести здесь согласованный между всеми туроператорами, принимавшими участие во встрече, текст. Он подробно всё объясняет. 1. Суть конфликта 1.1. Невыполнение условий Договора между Консульством и Туроператорами. В августе 2008 г. были подписаны очередные договоры на аккредитацию, Туроператорами по Болгарии сроком на 1 (один) год. Письменного расторжения Договоров со стороны Консульства не было — с одной стороны. С другой стороны — факт отказа приема документов сотрудниками Консульской службы от Туроператоров вне «Списка». 1.2. Нарушение антимонопольного законодательства РФ, Болгарии и ЕС. Сам подход к выделению «привилегированного списка Туроператоров» является противоречащим российской и международной антимонопольной практике. Дифференциация ущемляет права большинства туроператоров перед избранными компаниями по ряду причин. Прежде всего, оформление виз посредством услуг визового центра предполагает увеличение их стоимости на 1000 руб. Кроме того, публичность выбора «привилегированного списка», который объявлен как список аккредитованных туроператоров, - безусловно влияет на общественное мнение и стимулирует выбор туристами услуг среди рекомендуемых Консульством туроператоров. Считаем необходимым также отметить, что все туроператорские компании, работающие на направлении Болгария, равно как и на других направлениях, проходили процедуру вступления Федерального Агентства по Туризму Российской Федерации и получили Свидетельства «О внесении сведений о туроператоре в Единый государственный реестр туроператоров». Это подтверждает право на работу в равных условиях для всех туроператорских компаний на территории РФ. 1.3. Нарушение законодательства о рекламе РФ. Создание «привилегированного списка» в свою очередь подталкивает Туроператоров, прошедших переаккредитацию пользоваться средствами недобросовестной рекламы. Так, в СМИ уже появились реламные статьи со следующими слоганами: «Ведущий туроператор ... получил право продолжать оформление виз в консульстве Болгарии. Компания заслужила это ... самыми большими объемами отправки туристов. Это не только лестно для туроператора, но и выгодно туристам - им не приходится доплачивать за услуги визового центра. Но и этого мало: туроператор объявляет Неделю бесплатных виз.» А подчеркивание в заголовках рассылок и рекламе факта «***** - аккредитованный туроператор в Посольстве Болгарии» привело к появлению звонков от туристов с вопросом «А прошли ли Вы аккредитацию?» и отказа пользоваться услугами Туроператоров вне «Списка» 2. Позиция Консульской Службы Посольства Республики Болгария в РФ. 2.1. Отказ принимать представителей Туроператоров вне «Списка» Туроператоры столкнулись со сложностями связаться с сотрудниками Консульской службы. Стало практически невозможно попасть в Консульство для обсуждения естественно возникающих вопросов. Более того, при телефонных звонках сотрудники Консульства не соединяют с г-ном Панайотовым (Главным Консулом). Предложение со стороны сотрудников Консульской службы одно - «Пишите письмо на имя консула. Вам обязательно ответят». Ни одного ответа так и не последовало. 2.2. У ряда Туроператоров не были приняты документы на переаккредитацию Отказ принимать документы сотрудниками Консульской службы — немотивированный. При этом отказ был дан только в устной форме. 2.3. Общие условия для аккредитации, указанные на сайте Посольства Болгарии фактически НЕ ЯВЛЯЛИСЬ КРИТЕРИЕМ ОТБОРА Целый ряд компаний, ПОЛНОСТЬЮ соответствующих условиям аккредитации (условия см. выше), не вошли в «привилегированный список». Письменной аргументации со стороны Консульства также не было. Не вошли в Список многие компании, успешно работающие на направлении Болгария от 5 лет и больше и вкладыющие в свое время в развитие Болгарии как направления большие средства, в то время как мы видим в Списке «новичков», неизвестных порой и участникам рынка. Справедливо возникает вопрос — ЧТО же является условием включения в «Список»? 2.3. Зачем Туроператорам Визовый центр? На данном этапе фактически в полномочия визового центра входит ТОЛЬКО сбор и обработка документов на бумажных носителях. Получением же непосредственно разрешений на въезд в страну (виз) по-прежнему будет заниматься Консульство. Таким образом, сотрудники визового центра будут заниматься заведением данных в электронную базу Посольства — работой, которой занимались все туроператоры до появления визового центра. У всех туроператоров есть доступ к системе E-visa, все визовые менеджеры обучены работать в системе, плюсом которой являлась передача данных электронным способом, а не на бумаге — значительная экономия времени. Теперь же, туроператоры возвращаются в прошлое — и будут вынуждены носить в Визовый центр кучу бумаг. И эта работа теперь будет стоить 1000 руб. P.S. Ставка сервисного сбора в Визовом центре Болгарии — самая высокая среди Визовых центров стран ЕС. Возникают вопросы: КОМУ это нужно? И ЧТО это упрощает? 2.4. Монополия компании VFS, ведущая визовые центры стран ЕС Визовый центр Болгарии будет вести индийская компания VFS, известная уже подобной практикой с другими странами ЕС. Фактически данная компания является монополистом на рынке визовых посреднических услуг и тем самым навязывает свои условия, в т.ч. цену за услуги, т.к. не обременена конкуренцией. 2.5. Сбор за услуги визового центра — один — для Туроператоров и частных клиентов. Согласно планируемой программе, все бывшие аккредитованные туроператоры встают в один уровень с частными клиентами перед визовым центром. Сервисный сбор составляет 1000 руб. как для частных лиц, так и для туроператоров, подающих групповые пакеты документов и работающих на направлении годы. Здесь стоит отметить, что Туроператоры оплачивали еще страховой сбор за фингарантии для права работать на направлении. Больше всех это касается монопрофильных туроператоров, для котоорых Болгария является единственным туроператорским направлением. Вывод один — туроперейтинг в подобных условиях становится просто невыгодным. 3. Последствия действий Посольства 3.1. Болгарская экономика зависит от въездного туризма из России Ни для кого не секрет, что въездной туризм является значительной статьей бюджета для Болгарии. Вынужденный уход с направления ряда туроператоров (а объем туроператоров вне «Списка» составляет не менее 50% объема турпотока) незамедлительно приведет к негативным последствиям для целого ряда секторов инфраструктуры турбизнеса. Падение потока коснется прежде всего хотельеров, также авиакомпании, рестораны и прочие сферы досуга на болгарских курортах. В условиях мирового финансового кризиса, велика вероятность банкротства или переориентации бизнеса ряда принимающих сторон туроператоров, которые останутся без работы. Известен факт популярности среди российских туристов недвижимости в Болгарии. Это будет, бесспорно, одной из первых сфер, ощутивших влияние снижения тур. потока в страну. 3.2. Страховые компании РФ лишаются клиентов Уход с рынка монопрофильных туроператоров означает потерю клиентов страховыми компаниями. Ведь теперь им не нужны ни фин. гарантии, ни оформление страховых полисов! 3.3. Укрупнение турбизнеса. Малый бизнес — за чертой выживания. Ситуация, спровоцированная действиями МИД Софии, ведет к нарушению программы РФ по поддержке малого бизнеса. Малый бизнес в сложившихся условиях не имеет возможности конкурировать с туроператорами в «Списке», т.к. априори обречен на неравные конкурентные условия. При разнице в стоимости визы в 1000 руб, брать на себя эту разницу — означает колоссальные убытки. А выставлять разницу в стоимость тура — означает потерю клиентов. А в свете имиджевой поддержки со стороны Консульства туроператоров в «привилегированном списке» - предприятия малого бизнеса — фактически вынуждают уйти с рынка. Ни к чему иному, как укрупнение и последующая монополизация турбизнеса в условиях недобросовестной конкуренции, это не приведет. 3.4. Детские лагеря Болгарии теряют свою привлекательность. Теперь детские визы - платные С появлением Визового центра визы для детей до 6 лет стали платными. Болгария — историческая семейная и детская здравница, и средоточие детских и молодежных лагерей — теряет свою привлекательность, значительной составной частью которой являлась «бюджетность» отдыха. Не секрет, что лишние 30-35 евро в стоимости тура нередко является определяющей при выборе тура — такова специфика детского отдыха. 3.5. Визовый центр по-болгарски — что это? Лоббирование интересов конкретных компаний? Остается невыясненным один главный болгарский вопрос. Почему же чиновники Болгарии, решившие последовать примеру других стран ЕС, пошли все-таки своим болгарским путем? Почему не перевели всех туроператоров в Визовый центр, как это сделали Греция, Италия, Чехия и пр.? Что вызвало решение создание «Списка избранных»? Не лоббирование ли интересов отдельных компаний? 4. Итоги Собрания. Требования Туроператоров. На собрании Туроператоров, прошедшем 14 ноября в Центральном Офисе «СПУТНИК» участниками собрания были подведены итоги и определены принципиальные позиции. Первым и основным требованием является — создание РАВНЫХ конкурентных условий для игроков рынка. Искуственная дифференциация, противоречащая антимонопольной практике и создающая недобросовестную конкуренцию в РФ — НЕДОПУСТИМЫ. Второй принципиальной позицией является рассмотрение функциональности Визового центра и, соотвественно, дифференциация стоимости сервисного сбора для Туроператоров (которые могут выполнять работу Визового центра в том виде, в каком она представлена на данный момент — в формате E-visa) и для частных клиентов. При данных же неприемлимых и унизительных условиях, Туроператоры, присутствующие на Собрании декларируют ОТКАЗ пользования услугами Визового центра. Для поиска оптимальных путей решения конфликта Туроператоры настаивают на КОНСТРУКТИВНОМ ДИАЛОГЕ с Главным Консулом, и также участия в ситуации МИД Софии. Участники Собрания: МТК «СПУТНИК», «НТА Групп», «Бравый турист», «Диал-Тур», «Турбазар», «Мириада», «Морская звезда», «Адамас», «АДМ Солар», «Астера», «Дельта», «Грандтурист,» «Андромеда», «Континент Тур».


«МТК СПУТНИК» в интернете

Последние новости по Болгарии

Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!