ТЕМЫ ДНЯ:
Особенности рынка купли/продажи туристического рынка глазами эксперта
- Георгий, как давно стали популярны сделки по продаже и покупки готового туристического бизнеса и сколько в среднем может стоить такой бизнес?
- Продажа действующего туристического бизнеса стала весьма популярной в последние 2-3 года, связано это с тем, что многие представители малого бизнеса обратили свое внимание на возможность открытия туристических компаний с небольшим порогом вхождения. Стоимость так называемого однокомнатного агентства в Москве колеблется в среднем от 30 до 50 тысяч долларов. По современным меркам, это небольшая сумма, которая позволяет приобрести уже действующий бизнес с налаженной инфраструктурой, клиентской базой и небольшой рекламой. Число сделок которые проходят по приобретению готового бизнеса значительно вырастает в весенний период, как правило, с января по март, где-то до середины апреля. Такое повышенное внимание к открытию туристического бизнеса именно в этот период связано с желанием новых владельцев успеть влиться в летний сезон. Общей статистики по таким сделкам никто не ведет, да это и невозможно. Однако можно однозначно утверждать, что каждый год наблюдается значительный прирост таких сделок. Вообще в последнее время довольно много туристических компаний покупается и продается, но, как правило, это не очень дорогие сделки ценовой категории до 100-150 тысяч долларов.
- С какими трудностями или проблемами может столкнуться физическое лицо при желании приобрести уже готовый туристический бизнес и на что стоит обратить непосредственное внимание при выборе турагентства, чтобы не стать заложником убыточного предприятия?
- Серьезной проблемой является оценка реальной стоимости туристической компании. Достаточно часто заявленная стоимость учредителями основывается на их представлении о том, сколько они хотят получить для компенсации своих затрат на организацию этого бизнеса. Когда компания оценивается профессионалами и производиться выборочный аудит (т.е. оцениваются финансовые показатели, эффективность деятельности компании и т.п.) ранее объявленная цена за компанию довольно часто существенно понижается. Многое зависит от формальностей, от налаженного бухгалтерского учета, от налаженного рабочего процесса, даже от способа оформления аренды и т.д. Довольно часто случаются ситуации, когда туристическая компания внешне выглядит очень привлекательной и имеет красивый и хорошо оформленный офис, на первый взгляд активно и грамотно работает, но при оценке формальных документов выясняется, что у неё чрезвычайно запущенна отчетность, не уплачены налоги за последние 1.5-2 года, трудовые договоры с работниками не оформлены, договор аренды держится только на личных связях директора турфирмы с арендодателем. Естественно, что при покупке такой компании у покупателя возникает множество вопросов. Поэтому, для того чтобы иметь инвестиционную ценность, туристической компании необходимо соблюдать большого числа формальностей. И прежде чем выставлять компанию на продажу, надо на эти формальности обратить самое пристальное внимание.
- Что чаше всего, по вашему мнению, заставляет владельцев туристического бизнеса продавать свои агентства?
- Как причину продажи туристического бизнеса чаше всего называют перепрофилирование активов, когда учредители отказываются от туристического бизнеса в пользу какого-то другого, например, торгового, инвестиционного, финансового или т.п. рынка. Также достаточно часто причиной продажи туристических компаний является повышенная конкуренция в каком-то сегменте или на какой-то территории в городе. Усталость от бизнеса тоже довольно часто называется в качестве причины продажи. Кто хоть раз столкнулся с работой в туристическом бизнесе, прекрасно понимает, на сколько это нервный, сложный и хлопотный бизнес, причем далеко не всегда приносящий ожидаемые доходы. Часто бывает, что туристические фирмы, особенно небольшие, продают учредители, которым просто надоело заниматься этим бизнесом, но тем не менее, они продают компании, которые могут приносить хороший доход при грамотной постановке бизнес-процессов, при некоторых вложениях в рекламу. Поэтому нельзя говорить о том, что причина продажи компании напрямую влияет на ее последующую работу. Продажа может производиться по разным причинам, а то, как будет работать купленный бизнес, зависит от новых учредителей и от грамотности специалистов, которые будут этим заниматься.
«Персона Грата» в интернете
- 29.11.2019 Черная Пятница для турагентов: новые договоры ТА-ТО и актуальные вебинары за 50%
- 08.11.2019 Минэк представил регуляторную гильотину в туризме: в туриндустрии намечается революция
- 07.11.2019 Минэк представил концепцию автоматизированного реестра турагентов
- 14.10.2019 Тревожный прецедент или как турагентство засудили за платную консультацию
- 08.10.2019 Минфин обложит туристов налогами: туристический сбор приравняют к налогу
Бесплатно и без регистрации!