ТЕМЫ ДНЯ:

Новости по СТРАНАМ: все Новости по ТЕМАМ: все

Продажа туров через интернет: юридические тонкости такого бизнеса

Александр Байбородин, руководитель претензионно-искового отдела юрагентства «Персона Грата»
05 Авг 11

Ни для кого не секрет, что объем товаров и услуг, продаваемых через Интернет, неуклонно увеличивается год от года. Не является исключением и туристический бизнес - растет доля туристских продуктов и отдельных туристических услуг, реализуемых через он-лайн, без присутствия клиента в офисе заказчика. В этом случае турист самостоятельно изучает текст предлагаемого к заключению на сайте фирмы он-лайн соглашения и выражает свое согласие с его условиями. С какими проблемами при этом обычно сталкиваются турфирмы и как правильно организовать этот процесс с юридической точки зрения? На эти вопросы отвечает Александр Байбородин, руководитель претензионно-искового отдела юридического агентства «Персона Грата».

- Александр, с какими юридическими проблемами сталкиваются турфирмы, желающие продавать туры через интернет?

- Основные вопросы, которые интересуют организации, обращающиеся к нам за разработкой пакета документов для работы через он-лайн, можно разделить на три группы:

  1. возможно ли вообще заключать договоры в электронной форме?
  2. какие требования к содержанию таких договоров?
  3. как доказать, что именно было в «электронном» договоре?

Для начала мы постараемся дать ответы на эти вопросы применительно к наиболее популярному на сегодня сегменту рынка – реализации пакетных туров. Закон в принципе не запрещает реализацию туристских услуг через Интернет – как физическим, так и юридическим лицам. Действительно, ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» содержит требование заключать договор с туристами в письменной форме.

Вместе с тем нормы действующего законодательства (в том числе ст. 434, 438 Гражданского кодекса РФ) допускают заключение договора в письменной форме путем обмена документами с использованием электронной связи, а также признают письменную форму договора соблюденной в случаях, когда участники обязательства совершили действия по исполнению договора – обменялись заявкой и подтверждением, оплатили цену туристического продукта, совершили путешествие.

Таким образом, согласие туриста с условиями он-лайн соглашения, обмен данными, а также последующее выполнение туристом действий по исполнению предусмотренных соглашением условий, будут свидетельствовать об исполнении требований законодательства.

- Таким образом, для законодателя неважно, «виртуальный» договор или бумажный?

- Отраслевой закон (ст.ст. 9, 10, 10.1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ») содержит ряд требований к содержанию договоров, заключаемых как с прямыми клиентами, так и с агентами. Неважно, заключается ли договор с туристом на бумаге или в электронном виде на сайте турфирмы - в любом случае в договоре (помимо прочего) должна быть указана цена путевки в рублях, сведения о туре в предусмотренном законом объеме, сведения о финансовом обеспечении туроператора.

В то же время, важно отметить, что закон практически не касается такой важной и содержательной части договора, как порядок бронирования и оплаты услуг. Как и куда отправляется клиентом заявка? В личном кабинете на сайте или по электронной почте? Как происходит доставка документов в необходимых случаях? Как клиент получает информацию о вылете?

- Какой же из этого есть выход?

- Как показывает практика, разработка алгоритма бронирования клиентом и отражение этого алгоритма юристом в тексте он-лайн соглашения являются наиболее трудоемкой задачей. Ведь несомненно, в случае возникновения конфликтов с заказчиками, зафиксировать и доказать тождественность конкретных условий «виртуального» договора, сложнее, чем аппелировать к договору на бумажном носителе.

Вместе с тем и эти проблемы решаемы. Например, наряду с существованием института нотариальной заверки сайтов и их содержания, возможно фиксирование формы он-лайн договора посредством издания локальных нормативных актов (приказов), утверждающих условия размещенного на сайте фирмы соглашения.

Сказанное во многом применимо и к продаже через Интернет отдельных услуг, таких как размещение в отелях, авиабилеты, аренда вилл и коттеджей или яхт. При этом в ряде случаев положения ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» не применяются, поэтому и ограничений по содержанию такого договора меньше.

В заключение хочу отметить, что особенностью договоров для работы в он-лайн является их высокая «кастомизация» или индивидуальность. В связи с различной технологией удаленной продажи услуг через он-лайн у разных фирм, практически каждый он-лайн договор неповторим.


Последние новости по России

Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!