ТЕМЫ ДНЯ:
Продажа туров через интернет: юридические тонкости такого бизнеса
Ни для кого не секрет, что объем товаров и услуг, продаваемых через Интернет, неуклонно увеличивается год от года. Не является исключением и туристический бизнес - растет доля туристских продуктов и отдельных туристических услуг, реализуемых через он-лайн, без присутствия клиента в офисе заказчика. В этом случае турист самостоятельно изучает текст предлагаемого к заключению на сайте фирмы он-лайн соглашения и выражает свое согласие с его условиями. С какими проблемами при этом обычно сталкиваются турфирмы и как правильно организовать этот процесс с юридической точки зрения? На эти вопросы отвечает Александр Байбородин, руководитель претензионно-искового отдела юридического агентства «Персона Грата».
- Александр, с какими юридическими проблемами сталкиваются турфирмы, желающие продавать туры через интернет?
- Основные вопросы, которые интересуют организации, обращающиеся к нам за разработкой пакета документов для работы через он-лайн, можно разделить на три группы:
- возможно ли вообще заключать договоры в электронной форме?
- какие требования к содержанию таких договоров?
- как доказать, что именно было в «электронном» договоре?
Для начала мы постараемся дать ответы на эти вопросы применительно к наиболее популярному на сегодня сегменту рынка – реализации пакетных туров. Закон в принципе не запрещает реализацию туристских услуг через Интернет – как физическим, так и юридическим лицам. Действительно, ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» содержит требование заключать договор с туристами в письменной форме.
Вместе с тем нормы действующего законодательства (в том числе ст. 434, 438 Гражданского кодекса РФ) допускают заключение договора в письменной форме путем обмена документами с использованием электронной связи, а также признают письменную форму договора соблюденной в случаях, когда участники обязательства совершили действия по исполнению договора – обменялись заявкой и подтверждением, оплатили цену туристического продукта, совершили путешествие.
Таким образом, согласие туриста с условиями он-лайн соглашения, обмен данными, а также последующее выполнение туристом действий по исполнению предусмотренных соглашением условий, будут свидетельствовать об исполнении требований законодательства.
- Таким образом, для законодателя неважно, «виртуальный» договор или бумажный?
- Отраслевой закон (ст.ст. 9, 10, 10.1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ») содержит ряд требований к содержанию договоров, заключаемых как с прямыми клиентами, так и с агентами. Неважно, заключается ли договор с туристом на бумаге или в электронном виде на сайте турфирмы - в любом случае в договоре (помимо прочего) должна быть указана цена путевки в рублях, сведения о туре в предусмотренном законом объеме, сведения о финансовом обеспечении туроператора.
В то же время, важно отметить, что закон практически не касается такой важной и содержательной части договора, как порядок бронирования и оплаты услуг. Как и куда отправляется клиентом заявка? В личном кабинете на сайте или по электронной почте? Как происходит доставка документов в необходимых случаях? Как клиент получает информацию о вылете?
- Какой же из этого есть выход?
- Как показывает практика, разработка алгоритма бронирования клиентом и отражение этого алгоритма юристом в тексте он-лайн соглашения являются наиболее трудоемкой задачей. Ведь несомненно, в случае возникновения конфликтов с заказчиками, зафиксировать и доказать тождественность конкретных условий «виртуального» договора, сложнее, чем аппелировать к договору на бумажном носителе.
Вместе с тем и эти проблемы решаемы. Например, наряду с существованием института нотариальной заверки сайтов и их содержания, возможно фиксирование формы он-лайн договора посредством издания локальных нормативных актов (приказов), утверждающих условия размещенного на сайте фирмы соглашения.
Сказанное во многом применимо и к продаже через Интернет отдельных услуг, таких как размещение в отелях, авиабилеты, аренда вилл и коттеджей или яхт. При этом в ряде случаев положения ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» не применяются, поэтому и ограничений по содержанию такого договора меньше.
В заключение хочу отметить, что особенностью договоров для работы в он-лайн является их высокая «кастомизация» или индивидуальность. В связи с различной технологией удаленной продажи услуг через он-лайн у разных фирм, практически каждый он-лайн договор неповторим.
«Персона Грата» в интернете
- 29.11.2019 Черная Пятница для турагентов: новые договоры ТА-ТО и актуальные вебинары за 50%
- 08.11.2019 Минэк представил регуляторную гильотину в туризме: в туриндустрии намечается революция
- 07.11.2019 Минэк представил концепцию автоматизированного реестра турагентов
- 14.10.2019 Тревожный прецедент или как турагентство засудили за платную консультацию
- 08.10.2019 Минфин обложит туристов налогами: туристический сбор приравняют к налогу
Бесплатно и без регистрации!