ТЕМЫ ДНЯ:
Кризис в туризме лета 2008 года может повториться
Печальный сценарий лета 2008 года может повториться в текущем сезоне. Компании, работающие на массовых туристических направлениях, могут оказаться в крайне тяжёлой ситуации в связи с ростом цен на авиационный керосин. В настоящее время его стоимость уже увеличилась на 10-15% по отношению к ранее заключенным контрактам, что нашло своё отражение во введение топливных сборов. Однако очередное увеличение цен на авиаперевозку может повториться уже в середине лета, что приведёт туристический рынок к катастрофе, аналогичной 2008, считают эксперты. Тогда, напомним, из-за роста цен на авиаперевозку и турпакеты резко упал выездной турпоток, в результате чего туроператоры понесли существенные убытки. Тем не менее, увеличение объёмов раннего бронирования может спасти ситуацию, но только при правильном планировании чартерных программ, предостерегает рынок президент туркомпании «Натали Турс» Владимир Воробьёв.
- Владимир, как сложится предстоящее лето? Какова ситуация с ценами на перевозку?
- Если исходить из объёмов раннего бронирования, можно сказать, что сезон должен сложиться успешно. Однако нынешняя ситуация напоминает сценарий 2008 года, когда одновременно росли и маржа и количество туристов, но в июне резко подскочили цены на топливо. Из-за этого к концу сезона экономика туроператоров стала убыточной. Поэтому существует большая вероятность того, что текущий сезон также могут подпортить два фактора. Первый – это ошибочный маркетинговый прогноз туроператоров, проведенный на основании итогов раннего бронирования, благодаря которым на ряде туристических направлений был резко увеличен объём перевозки. Второй – рост стоимости авиационного керосина, который может превратить маржу туроператоров в убытки, как это было ранее. В настоящее время на рынке уже намечен рост цен на авиакеросин на 10-15% в зависимости от валюты, и топливо продолжает расти в цене. А с июля – августа возможен ещё один скачок цены на керосин на 10-15%.
- Каковы итоги акций раннего бронирования на предстоящий туристический сезон? Какие из популярных направлений показывают наилучший результат?
- Количество броней по акциям раннего бронирования в 2011 году выросло на 87% по сравнению с 2010 годом. Если разложить данный показатель по месяцам, то июнь увеличился на 75%, июль на 109%, август – 137%, а сентябрь – 120%. В разрезе по разным направлениям получается следующее: по Испании рост составил 88%, по Италии – 82%, по Кипру – 120%, по Греции 135%, по Турции – 95%, и по Таиланду – 70%. Серьёзный рост по Греции в этом году совершенно неизбежен, так как в прошлогоднем сезоне в марте-апреле в стране проходили серьёзные забастовки, и туристы не хотели рисковать, а теперь сказывается отложенный спрос. Общий же показатель роста туристического рынка хорош ещё и тем, что позволяет операторам либо сохранить, либо даже увеличить маржинальность на том или ином направлении. Поэтому есть определённые надежды, что сезон сложится достаточно удачно для игроков.
- Какова ситуация по раннему бронированию в крупных регионах России?
- Хочется отметить, что тенденция увеличения объёмов раннего бронирования является общей для всей страны в целом. Туристы в силу ряда причин решили не ждать предложений «last minute», и приобретают туры заранее.
- С недавнего времени «Натали Турс» работает на Украине. Как обстоят дела с акциями раннего бронирования в этой стране?
- В сравнении с Россией акции раннего бронирования на Украине пока не пользуются популярностью. Туристы отдают предпочтение покупке туров в последний момент, даже несмотря на существенную экономию средств, которая в некоторых случаях доходит до 25%.
- На отечественном рынке продолжается консолидация игроков. Как проходит данный процесс в настоящее время?
- Процесс консолидации рынка продолжается, но, к сожалению, он идёт не так быстро, как этого хотелось. В результате мы имеем демпинговые войны то на одном, то на другом направлении. Рост турпотока, который опережает реальный экономический рост в стране, обусловлен во многом именно демпингом. Если сравнивать текущую ситуацию с 2008 годом, то получается, что один из ведущих туроператоров - «Капитал Тур», ушёл с рынка, ряд других игроков ушли в нишевой сегмент, их больше не слышно и не видно. А процесс превращения федеральных туроператоров в многопрофильные продолжается. Например, Coral Travel и «Пегас Туристик» из чисто турецко-египетских туроператоров уже стали многопрофильными. Впрочем, изначально я думал, что приход «TUI» данный процесс ускорит, но этого не произошло. Тем не менее, если взять основные популярные туристические направления, то получается, что погоду на рынке в настоящее время определяют порядка 5 туроператоров.
- Владимир, ранее Вы сказали о том, что именно Греция в преддверии выросла значительнее всего. С чем, по Вашему мнению, это может быть связано?
- Греция – единственное европейское направление, где в настоящее время не ожидается дефицита мест в отелях. Обусловлено это в первую очередь тем, что страны Западной Европы не увеличивают там свое присутствие, так как греки в своё время обещали обеспечить финансирование постановки рейсов для ряда крупных туроператоров, но эти обещания - как на европейском, так и на российском рынке - не были исполнены. В итоге отечественные туроператоры продолжили наращивать объёмы, тогда как европейцы, учитывая специфику отчётности туроператоров перед акционерами, перестали рассматривать Грецию как перспективное направление. С этой точки зрения не приходится ожидать, что в какой-то момент времени начнётся некий дефицит греческого турпродукта, который приведёт к увеличению рентабельности туроператоров.
- А как будут обстоять дела на египетском и тунисском направлениях?
- Если Египет относить к летнему направлению, то тут не ожидается 100% загрузки отелей на курортах. В настоящее время, например, она варьируется от 40 до 60%. А если ситуация в стране будет развиваться по тому сценарию, который мы видим сейчас, то к июлю-августу направление начнёт гореть. По Тунису ситуация очень похожа на Египет.
- Зимний сезон в Таиланде в настоящее время подходит к концу. Какие основные тенденции Вы можете выделить, и как сложится лето на данном направлении?
- Период переизбытка перевозки на направлении заканчивается, и наступает некий баланс спроса и предложения. В первую очередь это касается столицы. Также стоит отметить, что если ранее баланс на направлении наступал уже в апреле, то в этом году из-за отсутствия Египта этого не произошло. Но если смотреть на продажи с заездами в июне, мы видим 50% рост количества туристов. В связи с этим мы не предполагаем профицита предложения на московском рынке до ноября текущего года. Тем не менее, в ряде регионов России ситуация по Таиланду остаётся сложной. Так, например, в Новосибирске и Екатеринбурге продолжаются ценовые войны.
- Каковы доли «Натали Турс» на популярных туристических направлениях на данный момент?
- Я предполагаю, что по Испании мы продолжаем находиться в районе 40-45%, по Италии – 15-20%, Кипр – 20-25%, по ОАЭ не меньше 40%.
«НАТАЛИ ТУРС» в интернете
- 29.08.2019 Первое юрлицо Натали-Турс официально признано банкротом
- 10.07.2019 Осколок империи «Натали-Турс» исключен из реестра туроператоров
- 13.02.2019 Арбитражный суд начал банкротство одного из юрлиц «Натали Турс»
- 30.01.2019 Общая сумма исков к «Натали Турс» достигла 65.5 млн рублей
- 25.12.2018 Суд взыскал 140 млн с «Натали Турс» и лично с Воробьёвых как поручителей по кредиту
Последние новости по Греции
Последние новости по Египту
Последние новости по Испании
Последние новости по Италии
Последние новости по Кипру
Последние новости по Таиланду
Бесплатно и без регистрации!