БАРХАТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В «ТЕРМЫ»
На туристическом рынке России большие перемены и они, к счастью, идут верным путем. Если точнее – то двумя параллельными путями, которые взаимодополняют друг друга. Во-первых, путешествия по родной стране потеснили заграничные туры ближе к периферии спроса. С января по сентябрь количество таких путешествий снова увеличилось, на этот раз на 6,5 млн. Новая ситуация на туристическом рынке напоминает популярность внутреннего туризма в Советском Союзе, но тогда не было возможности свободно выезжать в другие страны и, соответственно, не было конкуренции и выбора. Во-вторых, туристы все чаще выбирают поездки, главной целью которых является польза для здоровья. Санаторно-курортный ренессанс бодро шагает по стране, и теперь места в топовых здравницах нужно еще успеть занять. Бархатный сезон, сменив пляжные соблазны на более спокойный и здоровый отдых, только усилил этот тренд. С началом осени спа-курорт «Термы» - свежая оздоровительная локация, запущенная бизнесменом Александром Удодовым в кубанском предгорье – заполнен практически полностью, а все места на новогодний праздничный период давно выкуплены.
За первые девять месяцев число турпоездок россиян по родным просторам увеличилось на 11,1% относительно того же периода в прошлом году и достигло 65,5 млн (Росстат). Это лишь на 1 миллион меньше, чем за весь 2021 год. Главным туристическим направлением остаются регионы Южного ФО (Краснодарский край, Ростовская, Астраханская и Волгоградская области, Республики Адыгея, Калмыкия и Крым), на которые приходится почти 20% всего внутреннего турпотока. Первую скрипку в этом южном ансамбле играет, безусловно, Краснодарский край. Однако по темпам роста популярности лидирует Сибирский ФО, количество турпоездок в регионы которого выросло на 15,3%, следом идут Юг и Северный Кавказ, которые отстают лишь немного. Бархатный сезон в этом году выдался на славу и добавил россиянам желания отправиться в путешествие – страну посмотреть и себя показать. С приходом осени спрос на поездки по стране вырос на 17% год к году (данные Ассоциации туроператоров России), при этом по Крыму он увеличился на 43%, а по Краснодарскому краю на 18% (данные совместного исследования «МегаФона» и госкорпорации «Туризм.РФ»). В сентябре постепенно сходит на нет пляжный ажиотаж и бархатный сезон традиционно в большей степени связан с ценностями здорового образа жизни. А тем более сейчас. Спрос на санаторные путевки в сентябре-октябре в целом по России увеличился на 10–20% год к году (данные сервиса бронирования жилья для путешествий «Твил.ру»). Это в среднем, а наиболее популярные оздоровительные локации заполнены под завязку. На спа-курорте Александра Удодова за два осенних месяца отдохнули почти 4 000 гостей, хотя на старте проекта – осенью 2019 года - инвесторы рассчитывали принимать лишь немногим больше туристов за весь год. Санаторно-курортный турпоток в целом по стране мог бы расти гораздо быстрее, но есть одно «но». Здравниц, отвечающих современным стандартам сервиса, построенных недавно или реконструированных, таких как тот же проект Александра Удодова, категорически не хватает. За три постсоветских десятилетия было открыто едва ли полсотни новых локаций. Это очень мало, тем более в условиях растущего интереса к здоровому отдыху.
Считается, что в России доля оздоровительного туризма если мерить в количестве поездок составляет 10-11% от общего турпотока. Это больше среднемировых значений. В постковидное время отраслевой вес путешествий для здоровья неуклонно растет и если заглянуть в статистику поглубже и присмотреться к деталям, то роль санкура окажется гораздо более значительной, а по отдельным регионам даже определяющей. Возьмем, к примеру, такой важный для туриндустрии показатель как количество забронированных ночей. За восемь месяцев текущего года в России туристы провели в коллективных средствах размещения (отели, санатории, гостиницы, дома отдыха, турбазы и тд) 238,5 млн ночей. Количество «ночевок» только в здравницах – 46,5 млн (данные опубликованы на портале санатории-россии.рф). То есть в целом по России на санкур приходится почти 20% времени, которое проводят гости в коллективных средствах размещения. Это в среднем. По отдельным крупным туристическим регионам этот показатель значительно выше. Ставропольский край – в здравницах забронировано 79,1% ночей от общего количества ночей в коллективных средствах размещения, Кемеровская область – 41,4%, Алтайский край – 40,8%, Башкортостан – 39,4%, Крым – 37,9%. Это далеко не полный список, только для примера. В основном туристы бронируют места в санаториях на 10-12 ночей. Это меньше советских стандартов оздоровления, когда санаторных отдых занимал не меньше трех недель, и гораздо меньше продолжительности поездок «на воды» в 19-ом веке. Но тут ничего не поделаешь, таков сейчас ритм жизни, и здравницы адаптируют оздоровительные программы к современным запросам. На спа-курорте Александра Удодова гости останавливаются в среднем на 3-5 ночей, но большинство приезжает по несколько раз в год.
Популярность путешествий для здоровья не локальная история, интерес к ним растет везде в постковидном мире, но для России это еще и важный элемент традиции. Первый санаторий, хотя в те времена такое название еще не использовали, был построен в Карелии на минеральных водах по высочайшему указу Петра Великого. В первой трети 19-го века началось обустройство крупнейшего - до сих пор - оздоровительного кластера Кавказские Минеральные воды, а поездки для лечения «на воды» стали модными и вошли многими сюжетами в русскую литературу. В конце 19-го столетия были построены первые здравницы в Крыму и на Кубани. В советское время санаторно-курортная система достигла расцвета и ежегодно добавляла здоровья десяткам миллионов. Сейчас пришло время сделать шаг вперед, спрос есть, но нужны инвестиции. Высокий KPI кубанского оздоровительного проекта бизнесмена Александра Удодова, тюменского термального кластера и других новаций на санаторно-курортным рынке должен добавить инвесторам уверенности в его перспективах.
➔ Смотрите новости на смартфоне? Подпишитесь на новости от Турпрома в Google News (в браузере ХРОМ): это свежие новости о туризме, лучших ценах на туры и билеты, здоровье, технологиях, жизни знаменитостей, еде и рецептах, астрологические прогнозы, лайхаки о саде и огороде, и многое другое! Также рекомендуем подписаться на наш Канал новостей в Telegram.